Оценка физического развития и режима питания детей младшего школьного возраста, проживающих в Смоленске

Резюме

Цель работы - оценка физического развития и режима питания детей младшего школьного возраста, проживающих в Смоленске.

Материал и методы. Обследованы 817 школьников 7-10 лет, из них 403 (49,3%) девочек и 414 (50,7%) мальчиков. В процессе исследования измеряли рост и массу тела, рассчитывали индекс массы тела (ИМТ) детей. Физическое развитие детей оценивали по стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с использованием программного продукта WHO AnthroPlus (2009). Рассчитывали значения Z-score массы тела для возраста, роста для возраста и ИМТ для возраста. В процессе исследования проводили опрос детей. Анкета по диагностике образа жизни детей, разработанная специалистами Кельнского университета, позволяла оценить режим и структуру питания школьников. Результаты. Средние значения массо-ростовых показателей школьников Смоленска были выше по сравнению со стандартной популяцией ВОЗ. Отклонения физического развития в исследуемой выборке школьников в большей степени касались массы тела, нежели роста, при этом ожирение у мальчиков выявлялось достоверно чаще, чем у девочек (11,9 против 5,2%, χ2 = 10,465, p=0,002). Установлено, что большинство школьников младших классов (84,8%) питаются 3-5 раз в день. Завтракают дома 92,7% школьников. В школьной столовой регулярно питались только 55,6% школьников. Полдник как отдельный прием пищи в режиме питания отмечают 96,8% респондентов, из них 43,7% используют для этого приема пищи пирожки, печенье или сладости. Почти половина (45,4%) детей младшего школьного возраста ответили, что употребляют пищу непосредственно перед сном. Причем мальчики это делали достоверно чаще, чем девочки (50,8 против 41,0%, χ2=5,209, р=0,023).

Заключение. Для предупреждения формирования избыточной массы тела и ожирения у школьников необходимо внедрение комплекса профилактических мероприятий: рационализация питания детей в условиях семьи и школы, оптимизация режима дня и физической активности детей, психологическая поддержка детей с избыточной массой тела и ожирением, внедрение современных образовательных и информационных технологий формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова:физическое развитие, дети младшего школьного возраста, избыточная масса тела, ожирение, режим питания

Для цитирования: Цукарева Е.А., Авчинников А.В., Алимова И.Л. Оценка физического развития и режима питания детей младшего школьного возраста, проживающих в Смоленске // Вопр. питания. 2019. Т. 88, № 4. С. 34-40. doi: 10.24411/0042-8833-2019-10039

Физическое развитие детей и подростков в значительной степени зависит от характера питания, уровня физической активности, образа жизни, образовательных технологий [1]. Одной из глобальных проблем состояния здоровья детей и подростков в настоящее время является снижение доли детей с нормальным физическим развитием наряду с ростом числа детей как с дефицитом, так и с избытком массы тела [2]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) констатирует, что избыточная масса тела и ожирение выявляются у 340 млн детей в возрасте от 5 до 19 лет [3]. По данным ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии", в Российской Федерации максимальная распространенность избыточной массы тела у мальчиков и девочек наблюдается в возрасте 10 лет, что приходится на период начальной школы [4]. Уже в младенческом, раннем и дошкольном возрасте формируются стереотипы пищевого поведения детей. Прогрессирующее увеличение количества детей школьного возраста с ожирением требует принятия экстренных мер, поскольку именно в этот период формируются истоки заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета 2 типа и др. [5].

С целью изучения особенностей физического развития широко используются стандартные антропометрические методы исследования, позволяющие оценить состояние здоровья детей и подростков [6]. Для оценки физического развития детских коллективов также используют региональные, российские и международные нормативы, а также стандарты ВОЗ [7-9].

Цель исследования - изучить особенности физического развития, режима питания, распространенность избыточной массы тела и ожирения у детей младшего школьного возраста, проживающих в Смоленске.

Материал и методы

Обследованы 817 школьников 7-10 лет, учащихся 14-го классов 5 школ Смоленска. Среди них 403 (49,3%) девочки и 414 (50,7%) мальчиков. Длину тела (рост) детей измеряли с помощью медицинского ростомера в положении стоя (точность измерения составила 0,1 см); массу тела детей - на электронных медицинских весах (точность до 50 г). Индекс массы тела (ИМТ) рассчитывали по формуле: масса тела (в кг)/рост (в м2). Физическое развитие детей оценивали по стандартам ВОЗ [9] с использованием программного продукта WHO Anthro-Plus (2009) [3]. Для антропометрических показателей (рост, масса тела, ИМТ) определяли Z-score - число стандартных отклонений (SDS). Полученное распределение Z-score всех исследуемых показателей сопоставляли со стандартным нормальным распределением, имеющим нулевое среднее значение и среднее квадратичное отклонение, равное 1. Полученные данные, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, оценивали следующим образом. При оценке Z-score отношения массы тела к возрасту (Weight-for-Age Z-score - WAZ) нормальные показатели находились в диапазоне от -2 до +2; дефицит массы тела - при <-2; избыточная масса тела или ожирение - при значениях >+2. При оценке Z-score роста к возрасту (Height-for-Age Z-score - HAZ) к норме относили значения в диапазоне от -2 до +2 SDS; при значениях <-2 диагностировали низкорослость; при значениях >+2 - высокорослость. К нормальным значениям Z-score ИМТ для возраста (BMI-for-Age z-score - BAZ) относили показатели в диапазоне от -2 до +1; недостаточность питания - при значениях <-2; избыточная масса тела - от +1 до +2; ожирение - при значениях >+2.

Проводили анкетирование школьников и их родителей. Использовали анкету по диагностике образа жизни и пищевого поведения детей, разработанную учеными Кельнского университета [10]. Анкета включала вопросы о кратности питания в течение суток, регулярности завтраков, наличии перекусов перед сном, регулярности питания в школьной столовой, частоте потребления фастфуда, сладких газированных напитков и др.

Статистический анализ данных проводили с помощью пакета программ Statistica 7.0 (StatSoft, США). Для количественных данных рассчитывали среднее значение (М), ошибку среднего (m) и среднее квадратичное отклонение (s). Для выявления значимых различий между двумя независимыми группами использовали тест Стьюдента при условии нормального распределения показателей в группах, при отклонении гипотезы о нормальном распределении исследуемых показателей использовали критерий Манна-Уитни и критерий χ2. Различия результатов считали статистически значимыми при p<0,05.

Результаты

Изучены основные показатели физического развития школьников младших классов Смоленска в сравнении с рекомендованными ВОЗ стандартами. Анализ антропометрических показателей показал, что в группе младших школьников преобладали дети с нормальной для их возраста массой тела, а именно 739 (90,5%) из 817 детей. Дефицит массы тела при оценке Z-score отношения массы тела к возрасту (критерий WAZ) выявлен у 1,7% детей, а избыточная масса тела -у 7,9% школьников. Рост, соответствующий возрасту, выявлен у большинства (94,6%) обследованных детей (критерий HAZ), высокий рост имели 4,9% детей, низкорослость - 0,5% школьников. При оценке значений Z-score ИМТ для возраста (критерий BAZ) было установлено: гармоничное физическое развитие имели 604 (73,9%) младших школьника, избыточная масса тела отмечалась у 16,2% детей, а ожирение - у 8,7% учащихся, дефицит массы тела выявлен у 1,2% школьников (табл. 1).

Распределение значений WAZ, HAZ, BAZ у школьников по сравнению со стандартами ВОЗ представлено на рис. 1-3. Анализ антропометрических показателей свидетельствует, что в группе школьников младших классов распределение значений Z-score смещено вправо в сравнении со стандартной популяцией ВОЗ. Смоленские школьники в возрасте 7-10 лет имели более высокие значения антропометрических показателей по сравнению со стандартными значениями ВОЗ.

При сравнении средних значений показателей WAZ, HAZ и BAZ у мальчиков и девочек статистически значимые различия получены по критерию HAZ и BAZ (табл. 2). Мальчики имели достоверно более высокие средние показатели Z-score длины тела (HAZ) по сравнению с девочками (р=0,039). Особенно выраженные различия у мальчиков и девочек получены при сравнении значений Z-score индекса массы тела для возраста: у мальчиков данный показатель достоверно выше, чем у девочек (р=0,018).

Распределение антропометрических показателей у мальчиков и девочек представлено в табл. 3. По показателю WAZ 42 (10,2%) мальчиков и 23 (5,7%) девочки имели избыточную массу тела, а 5 (1,1%) мальчиков и 8 (1,9%) девочек - дефицит массы тела. По показателю WAZ у мальчиков достоверно в 1,8 раза чаще диагностировали ожирение, чем у девочек (χ2=5,492, p=0,02). По показателю HAZ 6,0% мальчиков и 3,6% девочек были высокорослыми, низкорослость отмечена у 0,4% детей обоего пола. По показателю BAZ избыточная масса тела была выявлена у 18,2% мальчиков и 14,2% девочек (р=0,084), ожирение достоверно чаще (в 2,4 раза) встречалось у мальчиков - 11,9%, чем у девочек - 5,2% (χ2=10,465, p=0,002), а недостаточность питания диагностировали у 0,4 и 1,4% детей соответственно.

Результаты анкетирования выявили особенности режима питания младших школьников Смоленска. Большинство школьников (84,8%) питаются 3-5 раз в день. Завтракают дома 92,7% опрошенных школьников, не завтракают дома 7,3% детей. Полдник как отдельный прием пищи в режиме питания отмечают 96,8% респондентов. Установлено, что 53,1% детей предпочитают на полдник фрукты, а 43,7% - пирожки, печенье или сладости. Продукты быстрого приготовления (фастфуд) употребляют 13,4% детей. Достоверных различий по данным вопросам режима питания между мальчиками и девочками не выявлено.

Почти половина школьников (45,4%) отметили, что употребляют пищу непосредственно перед сном. Причем мальчики это делали достоверно чаще, чем девочки - 50,8 и 41,0% соответственно (χ2=5,209, р=0,023). В школьной столовой регулярно (4-5 раз в неделю) питаются только 55,6% опрошенных детей, а 44,6% питаются нерегулярно (1-2 раза в неделю) или игнорируют этот прием пищи, ничем не заменяя еду в школе.

Обсуждение

Проведенное нами исследование показало, что дети младшего школьного возраста, проживающие в Смоленске, имели более высокие показатели физического развития (значения роста и массы тела, ИМТ) по сравнению с эталонной популяцией ВОЗ распределение значений Z-score смещено вправо.

При оценке пищевого статуса избыточная масса тела была установлена у 16,2%, а ожирение у 8,7% школьников. Выявлены достоверные гендерные различия при сравнении средних величин Z-score по показателю HAZ и BAZ. Так, мальчики имели статистически значимо более высокие показатели Z-score роста (HAZ) по сравнению с девочками. По критерию BAZ среди детей с избыточной массой тела достоверных различий между мальчиками и девочками не выявлено, но ожирение достоверно чаще встречалось у мальчиков - 11,9%, а не у девочек - 5,2%.

Полученные нами данные в целом согласуются с результатами других российских исследований. Так, в Санкт-Петербурге при обследовании более чем 4600 школьников доля детей с избытком массы тела составила 18,2%, а доля детей с ожирением - 6,2% [11]. При обследовании учащихся в возрасте 7-10 лет, проживающих в Москве, избыточная масса тела была выявлена у 18,8% девочек и у 19,8% мальчиков, а ожирение соответственно у 7,4 и 15,9%, т.е. у мальчиков в 2 раза чаще [8]. По данным мультицентрового исследования, проведенного в различных регионах России, показана максимальная распространенность избыточной массы тела у 10-летних детей (до 29% у мальчиков и до 18% у девочек), а ожирения - на уровне 9,1% школьников [4]. В другом исследовании, проведенном с использованием программного продукта WHO Anthro-Plus, ожирение выявлено у 15,5% школьников в возрасте 8-10 лет [12].

Полученные нами результаты по распространенности избыточной массы тела и ожирения у детей коррелируют с данными международных исследований. Так, по данным экспертов ВОЗ, избыточная масса тела регистрировалась у 19% мальчиков и 18% девочек, а ожирение - у 8% мальчиков и 6% девочек. Число детей а ожирение - превышает число детей с дефицитом массы тела [3].

Погрешности в режиме питания могут способствовать формированию избыточной массы тела и ожирения у детей [13]. Установленные нами особенности режима питания у младших школьников Смоленска способны негативно влиять на пищевой статус детей. Несмотря на определенный контроль родителей, в режиме питания детей младшего школьного возраста выявлен ряд нарушений. Прежде всего это отсутствие регулярных домашних завтраков у 7,3% детей. Привычка обходиться без завтрака замедляет обмен веществ ребенка, повышая риск формирования избыточной массы тела [5]. К серьезным недостаткам режима питания школьников относятся выявленные в процессе анкетирования 2-разовое горячее питание (15,2%), наличие частых перекусов высококалорийными продуктами и сладостями (43,7%), употребление продуктов быстрого приготовления - фастфуда (13,4%) и прием пищи значительной частью школьников непосредственно перед сном (45,4%). Особенно настораживает факт нерегулярного питания в школьных столовых или игнорирования этого приема пищи почти половиной опрошенных детей (44,6%). Полученные нами данные по режиму питания школьников в целом совпадают с результатами ряда отечественных исследований. В рамках анкетирования детей 8-10 лет установлено, что 8,6% школьников Воронежа не завтракали, а 31,1% детей нерегулярно питались в школьных столовых или пропускали этот прием пищи [12]. Похожие результаты были получены при изучении пищевого поведения детей Москвы и Мурманска [14]. Авторы отмечали, что 5,1% школьников не завтракали, более половины (64,4%) питались нерегулярно, а 19,5% детей несколько раз в неделю употребляли фастфуд. Выявленные нарушения режима питания школьников свидетельствуют о целесообразности проведения профилактических мероприятий на уровне семьи и школы.

Заключение

У школьников (7-10 лет) Смоленска выявлены более высокие значения антропометрических показателей по сравнению со стандартами ВОЗ, а также нарушения режима питания. Установлена значительная доля детей с избыточной массой тела (16,2%) и ожирением (8,7%), причем ожирение у мальчиков выявлялось в 2 раза чаще, чем у девочек. Полученные нами результаты диктуют необходимость внедрения комплекса профилактических мероприятий по предупреждению нарушений пищевого поведения, формирования избыточной массы тела и ожирения у школьников. В числе данных мероприятий следует предусмотреть рационализацию питания детей в условиях семьи и школы, оптимизацию режима дня и физической активности детей, психологическую поддержку детей с избыточной массой тела и ожирением, внедрение современных образовательных и информационных технологий формирования здорового образа жизни детей (школы здорового питания) и др.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Кучма В.Р. Стратегия развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8. С. 7-10.

2. Баранов А.А, Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М. : НЦЗД РАМН, 2008. 216 с.

3. WHO AnthroPlus for Personal Computers Manual: Software for assessing growth of the world’s children and adolescents. Geneva : WHO, 2009. URL: http://www.who.int/growthref/tools /en

4. Тутельян В.А., Батурин А.К., Конь И.Я. и др. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2014. Т. 93, № 5. С. 28-31.

5. Дедов И.И., Петеркова В.А. Федеральные клинические рекомендации по ведению детей с эндокринными заболевания- ми. М. : Практика, 2014. С. 163-182.

6. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Универсальная оценка физического развития младших школьников : пособие для медицинских работников. М. : НЦЗД РАМН, 2010. 34 с.

7. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э., Пескова Е.В. Ретроспективная оценка антропометрических показателей детей России в 1994-2012 гг. по новым стандартам ВОЗ // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2015. Т. 94, № 1. С. 156-160.

8. Ходжиева М.В. Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Намазова- Баранова Л.С., Маргиева Т.В. и др. Оценка физического развития детей младшего школьного возраста (7-10 лет): результаты когортного исследования // Педиатр. фармакология.2016. Т. 13, № 4. С. 362-366.

9. De Onis M., Onyango A.W., Borghi E., et al. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents // Bull. World Health Organ. 2007. Vol. 85. P. 660-667.

10. Brandl-Bredenbeck H.P., Brettschneider W.-D Kinder heute- Bewegungsmuff el, Fastfoodjunkies, Medienfreaks, Eine Lebensstilanalyse. 2010. Aachen : Meyer & Meyer. 184 s.

11. Куприенко Н.Б., Смирнова Н.Н. Распространенность избыточной массы тела и ожирения у детей школьного возраста Санкт-Петербурга // Профилакт. и клин. медицина. 2018. № 2. С. 23-30.

12. Есауленко И.Э., Настаушева Т.Л., Жданова О.А., Минакова О.В. Характеристика физического развития и режима питания школьников Воронежа // Вопр. питания. 2017. № 4. С. 85-92.

13. Тутельян В.А., Конь И.Я.. Детское питание : руководство для врачей. 4-е изд. М. : МИА, 2017. 784 с.

14. Александров А.А., Порядина Г.И., Котова М.Б., Иванова Е.И. Особенности пищевого поведения детей и подростков крупных городов (на примере школьников Москвы и Мурманска) // Вопр. питания. 2014. № 4. С. 67-74.

References

1. Kuchma V.R. Strategy for the development of population and personalized hygiene of children and adolescents. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya [Public Health and Life Environment]. 2017; (8): 7-10. (in Russian)

2. Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A. Physical development of children and adolescents at the turn of the Millennium. Moscow: NTsZD RAMN, 2008: 216. (in Russian)

3. WHO AnthroPlus for personal computers Manual: Software for assessing growth of the world’s children and adolescents. Geneva: WHO, 2009. URL: http://www.who.int/growthref/tools /en

4. Tutelyan V.A., Baturin A.K., Kon’ I.Ya., et al. Prevalence of obesity and overweight among children in Russia: multicenter study. Pediatriya. Zhurnal imeni G.N. Speranskogo [Pediatrics Journal named after G.N. Speransky]. 2014; 93 (5): 28-31. (in Russian)

5. Dedov I.I., Peterkova V.A. Federal clinical guidelines for the management of children with endocrine diseases. Moscow: Praktika, 2014: 163-82. (in Russian)

6. Baranov A.A., Kuchma V.R., Suhareva L.M., et al. Universal assessment of physical development of primary school children. A Handbook for health professionals. Moscow: NTsZD RAMN, 2010; 34 p. (in Russian)

7. Martinchik A.N., Baturin A.K., Keshabyants Eh.Eh., Peskova E.V. Retrospective evaluation anthropometric indicators of children of Russia in 1994-2012 according to the new who standards. Pediatriya. Zhurnal imeni G.N. Speranskogo [Pediatrics Journal named after G.N. Speransky]. 2015; 94 (1): 156-60. (in Russian)

8. Khodzhieva M.V., Skvortsova V.A., Borovik T.E., Namazova-Baranova L.S., Margieva T.V., et al. Assessment of physical development of children of primary school age (7-10 years): results of cohort study. Pediatricheskaya farmakologiya [Pediatric Pharmacology]. 2016; 13 (4): 362-6. (in Russian)

9. De Onis M., Onyango A.W., Borghi E., et al. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents. Bull World Health Organ. 2007; 85: 660-7.

10. Brandl-Bredenbeck H.P., Brettschneider W.-D Kinder heute- Bewegungsmuff el, Fastfoodjunkies, Medienfreaks, Eine Lebensstilanalyse. 2010. Aachen : Meyer & Meyer: 184 s.

11. Kuprienko N.B., Smirnova N.N. Prevalence of overweight and obesity in children of school age in St. Petersburg. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina [Preventive and Clinical Medicine]. 2018; (2): 23-30. (in Russian)

12. Esaulenko I.Eh., Nastausheva T.L., Zhdanova O.A., Minakova O.V. Characteristics of physical development and diet of Voronezh schoolchildren. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2017; (4): 85-92. (in Russian)

13. Tutelyan V.A., Kon’ I.Ya. Children nutrition. Guide for doctors. 4th ed. Moscow: MIA, 2017: 784 p. (in Russian)

14. Aleksandrov A.A., Poryadina G.I., Kotova M.B., Ivanova E.I. Features of food behavior of children and adolescents in large cities (on the example of schoolchildren in Moscow and Murmansk). Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2014; (4): 67-74. (in Russian)