Анализ фактического домашнего питания проживающих в городе детей дошкольного и школьного возраста

Резюме

Фактическое питание детского населения отражает влияние как социально-экономических условий в стране, так и локальной социальной среды ребенка, формируя при этом резерв адаптационных возможностей и состояние здоровья в целом.

Цель исследования - анализ фактического питания в домашних условиях детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в городе.

Материал и методы. Проведено ретроспективное исследование оценки фактического питания детей и подростков в домашних условиях, проживающих в Перми. Использован метод 24-часового (суточного) воспроизведения питания за выходной день, предшествующий опросу. Гигиеническая оценка питания выполнена в соответствии с возрастными нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах. В группу наблюдения вошли дети дошкольного возраста, учащиеся начальной, средней и старшей школы. Общая численность выборки составила 717 человек (351 мальчик и 366 девочек).

Результаты и обсуждение. Рационы всех анализируемых возрастных групп были дефицитны по абсолютному содержанию витаминов В1, В2, С, А и кальция, в дошкольном возрасте дополнительно - по витамину Е, белку и общей энергии. Питание разбалансировано по содержанию макронутриентов: на фоне достаточного вклада белка в общую калорийность рационов выявлен избыток жиров, недостаток квоты растительных жиров, животных белков и общих углеводов. Потребление отдельных продуктов не всегда зависит от возраста. Основной вклад в суточную калорийность рационов вносят недорогие продукты пониженной пищевой плотности - кондитерские изделия, сахар и жиры (37-44% энергии). Продукты массового потребления, хлеб, крупы и мука обеспечивают 21-25% энергии; молоко и молочные продукты - 15% в младшем возрасте и вдвое меньше у старшеклассников; мясо, птица и рыба, наоборот, у школьников - 15-17% и меньше в дошкольной возрастной группе; доля овощей и фруктов минимальная в каждой из возрастных групп (3-6%). Фактический режим питания детей и подростков в домашних условиях не отвечает физиологическим требованиям. Больше половины детей имеют 3-кратное питание, интервалы между приемами пищи достигают 8 ч; распределение калорийности по приемам пищи нерационально, особенно у старших школьников, по причине увеличения калорийности во вторую половину дня.

Заключение. Домашнее питание городских детей дошкольного и школьного возраста в выходные дни не соответствует принципам здорового питания и сопряжено с нерациональным продуктовым набором.

Ключевые слова:дети, школьники, фактическое питание, химический состав рационов, продуктовый набор, режим питания

Для цитирования: Лир Д.Н., Перевалов А.Я. Анализ фактического домашнего питания проживающих в городе детей дошкольного и школьного возраста // Вопр. питания. 2019. Т. 88, № 3. С. 69-77. doi: 10.24411/0042-8833-2019-10031.

Рост и развитие детей и подростков протекают на фоне имеющейся генетической программы и детерминированы комплексом экзогенных факторов. С одной стороны, растущий организм обладает широким диапазоном адаптационных возможностей, что позволяет ему приспособиться к имеющимся условиям среды. Но, с другой стороны, морфофункциональная нестабильность определяет наличие так называемых сенситивных (уязвимых) периодов развития, т.е. периодов, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным внешним воздействиям даже на подпороговом уровне. Последние способствуют возникновению микроальтераций развития, которые инициируют изменения в генетически запрограммированном процессе онтогенетического развития [1].

Дети дошкольного возраста находятся в активной фазе роста, постепенно у них расширяется круг общения и социальные обязанности. Поступление в общеобразовательные учреждения, равно как и переход к предметному обучению, сопровождается напряжением адаптационных механизмов. В подростковом возрасте на фоне нейроэндокринной перестройки и значительной умственной и физической нагрузки повышается риск приобретения различных форм девиантной активности. Все эти биологические и социальные особенности в той или иной степени могут определять развитие заболеваний среди детского населения.

Одним из факторов, формирующих в этих условиях уровень адаптационных возможностей, способствующих повышению устойчивости к разнообразным средовым воздействиям, восстановлению гомеостаза и сохранению нормальной жизнедеятельности, является оптимальное питание.

Вместе с тем опыт предшествующих исследователей доказывает наличие ряда проблем в детском и подростковом питании, среди которых приоритетными являются дисбаланс макронутриентов и недостаточное поступление микронутриентов, что обусловлено нерациональной структурой продуктового набора [2-8]. Следствием такого питания, среди прочего, может быть как накопление избыточной массы тела и ожирение [9], распространенность которых в детской популяции увеличивается и составляет соответственно 19,9 и 5,6% [10], так и недостаток тощей и активной клеточной массы [11].

Важным обстоятельством, определяющим характер питания, является пищевое поведение детей и подростков. Исследования кратко- и долговременных регуляций пищевого поведения свидетельствуют о том, что вкусовые предпочтения обусловливаются двумя ведущими факторами: врожденными особенностями восприятия вкусовых качеств и модификацией их в известных пределах в зависимости от этнических и социальных особенностей. При этом модификация пищевых предпочтений во многом зависит от питания в семье, знаний родителей, а также рекламной пропаганды в средствах массовой информации [12, 13].

Цель исследования - анализ фактического питания в домашних условиях городских детей дошкольного и школьного возраста.

Материал и методы

Объектом исследования явились дети и подростки (а также их родители или законные представители), посещающие детские организованные коллективы. Учреждения для исследования выбирали с помощью направленного типического отбора. В качестве базы были определены наиболее характерные (по категории и уровню ассигнования на питание) 10 дошкольных образовательных организаций (ДОО) и 10 общеобразовательных учреждений (ОУ) 5 административных районов г. Перми, руководители и родители которых одобрили участие детей в исследовании. В группу наблюдения вошли дети дошкольного 4-7 лет (n=153), начального (2-й класс, 8-9 лет, n=175), среднего (5-й класс, 11-12 лет, n=200) и старшего (9-й класс, 14-15 лет, n=189) школьного возраста. Общая численность выборки составила 717 человек (351 мальчик и 366 девочек). Количественная репрезентативность выборки была определена по общепринятым формулам медицинской статистики [14].

Для формирования однородной выборки были использованы следующие общие критерии включения: возраст и посещение детского организованного коллектива, принадлежность к славянской национальности, длительность проживания в городе не менее 3 лет, наличие добровольного информированного согласия от родителей (или законных представителей).

Фактическое питание детей и подростков в домашних условиях изучено с использованием метода 24-часового (суточного) воспроизведения питания [15]. Оценку величины потребляемой порции проводили с помощью "Альбома порций продуктов и блюд" [16]. Сбор материала осуществляли путем интервьюирования детей и/или родителей (или законных представителей) в осенне-зимний сезон, за один выходной день, предшествующий опросу.

В основу гигиенической оценки химического состава рационов положены требования действующих в Российской Федерации Норм физиологических потребностей (НФП) в энергии и пищевых веществах для детей и подростков [17].

Обработка данных проведена с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0 (StatSoftInc., США). Оценка параметров на нормальность распределения выполнена с использованием критерия Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилка. Описательные данные для количественных признаков представлены как медиана и межквартильный интервал (25-й; 75-й процентили). Для сравнения более двух несвязанных групп по количественным показателям использован Н-критерий Краскела-Уоллиса. Для последующего попарного сравнения - непараметрический критерий Манна-Уитни. Различия показателей между возрастными группами считали статистически значимыми при уровне р<0,05.

Результаты и обсуждение

В дошкольном возрасте структура потребляемых пищевых продуктов складывается, как правило, из рационов, предлагаемых детям в ДОО, и питания в домашних условиях. В будние дни вклад организованного в детских садах питания имеет большее значение ввиду продолжительного пребывания дошкольников в этих коллективах и возможностью получать 4-5-кратное питание [18, 19]. Однако особенности рационов в домашних условиях могут повлиять на пищевые привычки детей и излишнюю избирательность в отношении блюд и кулинарных изделий ДОО.

Школьники, несмотря на длительность учебного процесса, в образовательном учреждении фактически могут быть обеспечены одним приемом пищи. Охват организованным школьным питанием в среднем составляет 44%. От средних величин заметно отличаются данные по отдельным возрастным группам. Так, организованным питанием охвачено 76% второклассников, 47% (в 1,6 раза меньше) пятиклассников и не более 9% (в 9 раз меньше) девятиклассников, т.е. с возрастом отказ учащихся от горячего питания становится более распространенным явлением, что подтверждено ранними исследованиями [3, 20]. Дети самостоятельно выбирают блюда и кулинарные изделия, руководствуясь пищевыми предпочтениями, сформированными в дошкольном возрасте, и находятся преимущественно на домашнем питании.

Фактическое потребление энергии и пищевых веществ

Количественные показатели, характеризующие потребление энергии и пищевых веществ в разных возрастных группах, представлены в табл. 1. Установлено, что медианное значение энергетической ценности рационов городских детей с возрастом увеличивается, при этом наибольший прирост потребляемой энергии (в 1,6 раза) происходит при переходе от дошкольного возраста к начальной школе. Аналогичная тенденция выявлена в отношении пищевых веществ - увеличение потребления макронутриентов в 1,4-1,8 раза к школьному возрасту, витаминов (В2, А, Е) в 1,7-2,6 раза, минеральных веществ (фосфор, магний, железо) в 1,6-1,7 раза. Другими словами, поступление детей в общеобразовательное учреждение сопровождается повышенными затратами ресурсов организма, необходимых для адаптации к изменяющимся условиям.

При сравнении величин энергетической и пищевой ценности рационов с НФП необходимо учитывать, что метод 24-часового воспроизведения недооценивает истинное потребление энергии и пищевых веществ на 15-20% [21]. Поэтому для обоснованного утверждения дефицитности рационов по тем или иным нутриентам их содержание должно быть менее 80% НФП. Вместе с тем в дошкольном возрасте энергетическая ценность рационов не превышает 60% НФП; содержание белка и жиров -65-66% НФП, углеводов в 2 раза меньше НФП (см. табл. 1). Рационы школьников по энергетической ценности, а также содержанию белка и жиров близки к НФП соответствующего возраста.

Медианные величины потребления некоторых витаминов во всех возрастных группах ниже НФП: выявлен дефицит витаминов В1 (снижение относительно НФП на 42-50%), В2 (на 15-49%), С (на 43-64%), А (с учетом содержания в рационе p-каротина в пересчете на ретинол на 13% у второклассников и на 45-65% у остальных детей), в дошкольном возрасте также витамина Е (на 43%). С учетом особенностей разработки НФП расчетные значения, характеризующие усредненную картину в выборке, без учета использования витаминных комплексов так или иначе будут ниже НФП [5, 17]. Анализ данных потребления минеральных веществ свидетельствует о значительном дефиците кальция, поступление которого не превышало 50% НФП. Доступность кальция для усвоения усугубляется нерациональным соотношением с фосфором, который превышает содержание первого в 1,6-1,8 раза.

Таким образом, расчетные данные рационов анализируемой группы детей дефицитны по абсолютному содержанию витаминов В1, В2, С, А и кальция. Питание выходного дня детей дошкольного возраста, кроме того, дефицитно по витамину Е и имеет признаки белково-энергетической недостаточности, что не согласуется с результатами последних крупных эпидемиологических исследований питания детей и подростков России, в которых таких проблем не выявлено [5]. Однако подчеркнем, что в настоящей работе отсутствуют данные за будние дни.

По мнению ведущих специалистов [21], фактическое питание более достоверно характеризуют относительные величины потребления энергии за счет макронутриентов. Анализ собственных результатов показал, что, несмотря на невысокие абсолютные величины потребления макронутриентов в группе детей дошкольного возраста, белок обеспечивал 13,4 [11,4; 15,2]% суточного поступления энергии, что находится в пределах оптимальных величин 10-15% (рис. 1). В 3 возрастных группах детей школьного возраста квоты белка при его достаточном абсолютном количестве незначительно различались и составляли соответственно 14,2 [12,2; 15], 12,9 [12,4; 13,6] и 12,5 [12; 13,3]%. При этом нельзя сказать, что содержание жиров и углеводов от общей калорийности было сбалансировано. Так, квота потребляемых жиров превышала рекомендуемые 30-32% и составляла в группе детей дошкольного возраста 32,5 [27,3; 38,5]%, среди школьников - 33,8 [32,3; 38,1], 34,8 [33,1; 36] и 33,8 [32,8; 36,3]% соответственно. Квота углеводов, напротив, была снижена и не превышала 53% во всех группах.

Помимо прочего, следует обратить внимание на структуру белкового и жирового компонентов. Так, в общем количестве белка имеет значение квота белка животного происхождения, богатого эссенциальными аминокислотами, которые необходимы для нормального роста и развития детского организма. Вместе с тем в рационах детей дошкольного возраста их количество тождественно тому, что выявлено в других регионах [2], и составило 57 [44,8; 69,3]% (вместо 65%), пятиклассников - 58,1 [54,2; 63,5]%, девятиклассников - 54,4 [51,3; 59,3]% (вместо 60%), и только во вторых классах оно было в пределах оптимальных значений. В структуре жирового компонента содержание растительных жиров было ниже традиционно рекомендованной 1/3 и составило 19,9 [11,1; 32], 22 [13,9; 32,7], 27,9 [21,1; 29,1] и 27,5 [23,2; 31,5]% соответственно возрастным группам.

Таким образом, питание детей дошкольного и школьного возраста характеризуется разбалансированностью макронутриентов: при достаточной квоте белка наблюдается избыток потребления жиров, недостаток растительных жиров, животных белков и общих углеводов. Это отличается от существовавшей ранее тенденции к углеводно-жировой модели питания [8], но согласуется с данными одного из крупномасштабных исследований и свидетельствует о так называемом богатом питании, заключающемся в высокой квоте белка и жиров [5].

Продуктовый набор рационов

Результаты расчетов продуктового набора рационов детей и подростков в городской семье представлены в табл. 2. Анализ данных позволил установить, что с возрастом уровень потребления некоторых продуктов остается неизменным или даже снижается. Так, количество круп, овощей, фруктов, используемых в рационах девятиклассников, значительно меньше, чем у младших детей. Причины дефицита кальция очевидны после расчета уровня потребления продуктов - основных его источников: если количество кисломолочных продуктов незначительно изменяется с возрастом и не превышает 61 г (у пятиклассников), то потребление молока снижается в 2 раза. Эти данные характеризуют сложившиеся общие тенденции среди детского населения, поскольку согласуются с результатами других авторов, которые выявляют отсутствие возрастной динамики в уровне потребления питьевого молока [22].

Вместе с тем потребление хлеба, макаронных изделий, муки, а также мяса и мясных продуктов с возрастом закономерно увеличивается. Обращает на себя внимание значительный прирост количества потребляемых колбасных изделий (в 7 раз), макаронных изделий (в 3 раза), кондитерских изделий (в 2 раза) и сахара (в 1,7 раза). В отношении выбора детьми птицы и рыбы четкой динамики не прослеживается: в школьном возрасте потребление птицы увеличивается, но у второклассников оно меньше, чем у детей дошкольного возраста; у них же в рационах зафиксировано максимальное количество рыбы.

Продуктовый набор формируется ассортиментом блюд и кулинарных изделий. Между тем в домашних условиях наиболее распространено приготовление вторых блюд и использование пищевых продуктов промышленного производства, готовых к употреблению. В рационах часто присутствуют мучные изделия, среди которых разнообразное печенье, а также выпечка, хлебобулочные продукты, блины и др.

Следует отметить, что дети не ограничены в выборе продуктов, не рекомендованных для детского питания. В дошкольном возрасте выявлен дебют потребления сладкой газированной воды, чипсов, сухариков, жаренных во фритюре пирожков, пончиков, картофеля фри, а также приправ, майонеза, кетчупа. Хотя бы 1 раз в месяц потребляют эти продукты 40% детей. В школьном возрасте увеличивается как число детей, в чьем рационе присутствуют подобные продукты, так и величина порции. Так, количество съеденного майонеза среди девятиклассников составляет 7 [6; 11] г/сут, что в 2 раза больше, чем в начальной школе. Объем порции сладких газированных напитков, распространенность потребления которых в разных регионах одинакова [23], в старшем школьном возрасте также возрастает. Известно, что такие продукты повышают риск заболеваний пищеварительной системы, снижают резистентность организма и способствуют увеличению массы тела [9, 24].

В настоящей работе выполнена оценка структуры продуктового набора путем расчета вклада основных групп продуктов в суточную калорийность рационов (рис. 2). Установлено, что во всех возрастных группах наибольший вклад в общую калорийность вносят кондитерские изделия, сахар и жиры (37-44% энергии), на 2-м месте находятся хлеб, крупы и мука (21-25%), а 3-е место в дошкольном возрасте занимают молоко и молочные продукты (15%), тогда как у школьников -мясо, птица, рыба (15-17%). Фрукты и овощи как самостоятельные группы вносят равное количество энергии в каждой возрастной группе, но их доля снижается к старшему возрасту (до 3-4%). Учитывая эти данные и результаты оценки химического состава рационов, становится понятно, что на фоне общего дефицита углеводов они восполняются за счет продуктов, богатых моно- и дисахарами.

Выявленные особенности структуры продуктового набора не соответствуют пирамиде здорового питания и носят черты питания детей и подростков середины 1990-х гг., когда было отмечено высокое потребление кондитерских изделий и сладостей, вытесняющих из рациона продукты с высоким содержанием белка и полисахаридов, а также недостаток фруктов [21]. Отличием является то, что, во-первых, указанная группа продуктов ранее вносила вклад в общую калорийность на 12% и занимала 2-е место после хлебопродуктов и круп, тогда как в настоящем исследовании их квота увеличилась более чем в 3 раза и стала основной. Во-вторых, доля овощей, роль которых известна как источника пищевых волокон, необходимых для поддержания оптимальной эвакуаторной деятельности пищеварительной системы, сорбции токсичных веществ и формирования нормального микробиоценоза кишечника, уменьшилась с 10% в 2 раза.

Особенности режима питания

Организация режима питания - одно из основных требований оптимального питания. Усвояемость пищевых веществ в желудочно-кишечном тракте и использование их организмом во многом определяется наличием аппетита. Формирование аппетита в свою очередь зависит от количества приемов пищи и интервалов между ними. Дети дошкольного и школьного возраста должны получать 4-кратное горячее питание с соблюдением 4-часовых промежутков между отдельными приемами пищи.

Установлено, что режим питания малышей в выходные дни характеризуется смещением времени приемов пищи на более позднее (на 1-3 ч) по отношению к режиму в ДОО, что не соответствует сформированному будним днем пищевому рефлексу и способно привести к нарушению пищеварения и снижению усвоения и без того недостаточного количества отдельных пищевых веществ. Анализ кратности приемов пищи показал, что 56% детей питаются 3 раза в день (не включая перекусы), 39% питаются 2 раза в день и 5% детей только 1 раз получают горячее блюдо. Интервалы между приемами пищи от 4 до 6,5 ч, что не физиологично для детей. Подобные нарушения были выявлены и в других регионах [2, 7].

Среди школьников 55% учащихся 2-х классов питаются 4 раза в день, при этом завтракают дети чаще всего в 7:00 и 9:00, обедают - в 13:00 и ужинают - в 19:00, т.е. интервалы между приемами пищи составляют от 2 до 6 ч. Доля учащихся старших классов с 4-разовым питанием уменьшается более чем в 2,5 раза (22% девятиклассников). Вместе с тем увеличивается число детей с 3- и 2-кратным питанием соответственно в 2,5 и 5 раз, что подтверждается результатами других авторов [3]. При этом из рациона выпадает завтрак либо обед, а интервалы составляют от 3 до 8 ч, что также неблагоприятно для подростков.

Оценка распределения калорийности по отдельным приемам пищи как одного из показателей режима питания позволила выявить, что в рационах дошкольной возрастной группы завтрак, обед и ужин вносят равный вклад в суточную калорийность (23-25%) (табл. 3). Тогда как у школьников, несмотря на отсутствие значимых различий в абсолютных величинах калорийности завтрака, доля последних в общем рационе снижена (до 13-17 вместо 20-25%). Справедливо отметить, что в этом возрасте присутствует 2-й завтрак, который позволяет достичь требуемых значений; и более 30% калорийности рациона реализуется за счет обеда, что оптимально. В старших классах не отказываются от позднего плотного ужина, который может составлять 15% от общей суточной калорийности, что в 3 раза больше таковой у детей дошкольного возраста.

Из вышеизложенного следует, что фактический режим питания детей и подростков в домашних условиях не отвечает физиологическим требованиям. Выявлено, что больше половины детей имеют 3-кратное питание, интервалы между приемами пищи достигают 8 ч и распределение калорийности по приемам пищи нерационально, особенно у детей старшего школьного возраста, по причине увеличения калорийности во вторую половину дня.

Заключение

Анализ фактического питания детей дошкольного и школьного возраста не теряет своей актуальности, поскольку отражает влияние социально-экономической ситуации в стране и регионах в частности. Помимо этого, характер питания и пищевые предпочтения зависят от социальной среды, в которой находится ребенок, что необходимо учитывать при разработке действенных мер, направленных на оптимизацию питания.

Результаты настоящей работы свидетельствуют о том, что в условиях городской семьи рационы детей и подростков не являются оптимальными. Несмотря на увеличение с возрастом абсолютных значений энергетической ценности и содержания пищевых веществ, выявлен недостаток витаминов В1, В2, С, А и кальция, в дошкольном возрасте также витамина Е, белка и общей энергии пищи. Во всех возрастных группах наблюдается дисбаланс макронутриентов: при достаточной квоте белка отмечен избыток потребления общих жиров, недостаток растительных жиров и животных белков, что отчасти отражает признаки так называемого богатого питания, характерного для современного детского населения России.

Вместе с тем основной вклад в суточную калорийность рационов вносят недорогие продукты пониженной пищевой плотности - кондитерские изделия, сахар и жиры (3744% энергии). По-видимому, это является нарастающей с середины 1990-х гг. проблемой. Продукты массового потребления, хлеб, крупы и мука обеспечивают 21-25% энергии; молоко и молочные продукты - 15% в младшем возрасте и вдвое меньше у старшеклассников; мясо, птица и рыба, наоборот, у школьников - 15-17% и меньше в дошкольной возрастной группе; доля овощей и фруктов минимальна в каждой из возрастных групп (3-6%).

Помимо прочего, нарушен режим питания, в формировании которого также важна роль взрослых, а значит, одним из основных инструментов в привитии стереотипов пищевого поведения по-прежнему остается системное проведение образовательных программ как среди детей, так и их родителей и педагогов.

Благодарность. Авторы выражают признательность и благодарность коллеге, доценту Н.Н. Сайкиновой за помощь при подготовке материалов публикации.

Конфликт интересов. Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.

Литература

1. Воронцов И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача // Рос. педиатр. журн. 1999. № 2. С. 6-13.

2. Важенина А.А., Петров В.А., Иванова И.Л. Особенности домашних рационов выходного дня у дошкольников - воспитанников дошкольных образовательных организаций // Тихоокеанский мед. журн. 2016. Т. 61, № 3. С. 45-48.

3. Есауленко И.Э., Настаушева Т.Л., Жданова О.А., Минакова О.В. Характеристика физического развития и режима питания школьников Воронежа // Вопр. питания. 2017. Т. 86, № 4. С. 85-92.

4. Козубенко О.В., Вильмс Е.А., Глаголева О.Н., Боярская Л.А. Фактическое питание и риски нарушения пищевого статуса у подростков на территории Омской области // Вопр. питания. 2015. Т. 84, № S5. С. 43.

5. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э., Фатьянова Л.Н., Семенова Я.А., Базарова Л.Б. и др. Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет // Вопр. питания. 2017. Т. 86, № 4. С. 50-60.

6. Нагирная Л.Н., Ковальчук В.К., Саенко А.Г., Лучанинова В.Н., Яцкова В.А. Гигиеническая оценка фактического питания детей в Приморском крае // Здоровье населения и среда обитания. 2014. Т. 167, № 2. С. 35-37.

7. Тапешкина Н.В. Особенности структуры питания дошкольников в выходные дни (краткое сообщение) // Вопр. питания. 2014. Т. 83, № 2. С. 64-67.

8. Тапешкина Н.В. Гигиеническая оценка питания младших школьников // Вопр. питания. 2014. Т. 83, № S3. С. 88.

9. Лир Д.Н., Новоселов В.Г., Мишукова Т.А. Питание детей дошкольного возраста с ожирением: ретроспективное одномоментное исследование // Вопр. соврем. педиатрии. 2018. Т. 17, № 3. С. 229-235. doi: 10.15690/vsp.v17i3.1892

10. Тутельян В.А., Батурин А.К., Конь И.Я. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование // Педиатрия. 2014. Т. 93, № 5. С. 28-31.

11. Перевалов А.Я., Лир Д.Н. Влияние питания на компонентный состав тела детей дошкольного возраста города Перми // Здоровье семьи - 21 век (электронное периодическое издание). 2015. № 1. С. 116-125.

12. Ладодо К.С., Боровик Т.Э., Семенова Н.Н. Формирование правильного пищевого поведения // Леч. врач. 2009. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.lvrach.ru/2009/01/5898060/

13. Украинцев С.Е. Некоторые аспекты питания детей дошкольного возраста: формирование пищевых привычек и их влияние на состояние здоровья // Педиатрия. 2009. Т. 88, № 6. С. 92-95.

14. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. М. : Медиа Сфера, 2006. 312 с.

15. Методические рекомендации по оценке количества потребляемой пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания. Утв. зам. главного государственного санитарного врача РФ, № С1-19/14-17 от 26 февраля 1996 г.

16. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Баева В.С. Альбом порций продуктов и блюд. М. : Институт питания, 1995. 64 с.

17. Методические рекомендации 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ".

18. Лир Д.Н. Состояние фактического питания детей дошкольного возраста г. Перми // Здоровье семьи - 21 век (электронное периодическое издание). 2014. № 4. С. 105-118.

19. Перевалов А.Я., Лир Д.Н. Потребление пищевых веществ и энергии детьми в дошкольных организованных коллективах Перми // Вопр. питания. 2014. Т. 83 (Приложение). С. 83-84.

20. Перевалов А.Я., Канина А.О., Тукачева О.В., Часовников С.П., Лир Д.Н. Режим питания и пищевые предпочтения школьников Перми // Вопр. питания. 2014. Т. 83, (Приложение). С. 84.

21. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Баева В.С., Пескова Е.В., Зохури Н. Особенности фактического питания детей и подростков России в середине 90-х годов // Рос. педиатр. журн. 1998. № 6. С. 8-13.

22. Мартинчик А.Н., Кешабянц Э.Э., Камбаров А.О., Пескова Е.В. Брянцева С.А., Базарова Л.Б. и др. Кальций в рационе детей дошкольного и школьного возраста: основные пищевые источники и факторы, влияющие на потребление // Вопр. питания. 2018. Т. 87, № 2. С. 24-33. doi:10.24411/0042-8833-2018-10015

23. Ханферьян Р.А., Раджабкадиев Р.М., Евстратова В.С., Галстян А.Г., Хуршудян С.А., Семин В.Б. и др. Потребление углеводсодержащих напитков и их вклад в общую калорийность рациона // Вопр. питания. 2018. Т. 87, № 2. С. 39-43. doi: 10.24411/0042-8833-2018-10017

24. Конь И.Я., Волкова Л.Ю., Санникова Н.Е. и др. Связь между избыточной массой тела и фактическим потреблением кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления (fastfood) и сладких безалкогольных газированных напитков (мультицентровое исследование российских школьников) // Вопр. питания. 2010. Т. 79, № 1. С. 1-4.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

SCImago Journal & Country Rank
Scopus CiteScore
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тутельян Виктор Александрович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»