Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевых продуктов

РезюмеРассмотрены некоторые вопросы проводимой в настоящее время санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевой продукции, которая является важной частью санитарно-эпидемиологического контроля и надзора в области обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов, защиты прав потребителей, потребительского рынка и благополучия человека.

Ключевые слова:пищевые продукты, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, безопасность и качество пищевых продуктов

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевой продукции - важнейший вид деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора [18, 19, 31]. Это актуальная составная часть государственного санитарно-эпидемиологического контроля и надзора в области обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, защиты прав потребителей, потребительского рынка и благополучия человека [1-3, 9, 12, 13, 16, 17].

Государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) осуществляется в отношении широкого ассортимента пищевых продуктов как в натуральном, так и в переработанном виде. Это прежде всего относится к продуктам детского, диетического (лечебного и профилактического) питания, специализированных и обогащенных макро- и микронутриентами, биологически активным добавкам (БАД) к пище, пищевым добавкам, природной питьевой минеральной воде, бутилированной питьевой воде, безалкогольным, тонизирующим напиткам, алкогольной продукции, пиву, жевательным резинкам, а также продовольственному сырью и пищевым продуктам, полученным из генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), с помощью нанотехнологий или путем органического производства.

Приказом Роспотребнадзора № 224 "О санитарноэпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" [19] утвержден перечень видов продукции, подлежащих санитарноэпидемиологической экспертизе. Этот перечень является исчерпывающим, закрытым и не предусматривает необходимость дополнительного его толкования [32]. Роспотребнадзором или его территориальными органами также утверждены перечни видов продукции, подлежащей экспертизе с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Эти перечни легитимны не только на территории РФ, они являются официальными документами на территориях таможенного союза [11, 24, 30]. В отношении государственного санитарно-эпидемиологического контроля и надзора за качеством и безопасностью муки, хлебобулочных и макаронных изделий при ввозе их на территорию Российской Федерации или вывозе этой продукции из России указанная экспертиза проводится с целью выдачи сертификата качества [14, 26].

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза осуществляется и для выдачи гигиенического сертификата (приравниваемого к санитарно-эпидемиологическому заключению) при импортировании молока и молочной продукции в страны СНГ [20].

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевых продуктов необходима для получения санитарно-эпидемиологического заключения, прежде всего на лицензируемые виды деятельности, в том числе на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (но не на уведомительные виды деятельности) [31], а также для получения заключения о соответствии пищевой продукции и условий ее производства, хранения, транспортирования и реализации действующим требованиям в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

При этом санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции осуществляется:

- на этапе до начала производства пищевого продукта, при постановке его на производство, а также при производстве по данной технологии впервые;

- на этапе ввоза пищевых продуктов на территорию Российской Федерации в отношении импортируемых пищевых продуктов, при первичном ввозе конкретного наименования пищевого продукта, произведенного по данной технологии;

- на этапе до начала хранения, перевозки, реализации пищевых продуктов, в том числе при расширении их ассортимента, в отношении которых будут осуществляться процессы хранения, перевозки и реализации.

С каждым годом увеличиваются объемы проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз сырья, пищевых продуктов и готовой продукции на договорной основе с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза в этих случаях необходима для подтверждения обоснованности сроков годности пищевых продуктов, продовольственного сырья (неживотного происхождения), их пролонгации для включения в установленном порядке в техническую документацию [25]. Экспертиза пищевых продуктов на договорной основе необходима также для выполнения программы производственного контроля. В последние годы растет объем санитарно-эпидемиологических экспертиз пищевой продукции в системе мониторинга ее безопасности [10], а также по жалобам и обращениям потребителей.

Современной стратегией обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов является техническое регулирование [4].

Главное требование - экспертируемая пищевая продукция должна соответствовать техническим регламентам. В них содержатся перечень продукции, процессов производства и оборота и/или их описание, требования к ним и правила их идентификации, правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия, требования к терминологии, упаковке, этикеткам и правилам маркировки.

Технические регламенты разрабатываются частично или полностью на основе новых национальных стандартов и/или сводов правил (в случае отсутствия национальных стандартов), а также стандартов иностранных государств (и/или сводов правил иностранных государств), действующих в Российской Федерации и обязательных к выполнению до принятия Государственной думой РФ технических регламентов. Временно до принятия и утверждения технических регламентов Государственной думой они могут быть приняты Указом Президента, Постановлением Правительства, Федеральным органом по техническому регулированию или ратифицированы международным договором, межправительственным соглашением.

В технических регламентах изложены обязательные требования, имеющие силу закона на всей территории Российской Федерации.

В связи с выходом закона о техническом регулировании [4] и ряда технических регламентов [6-8], значимость санитарно-эпидемиологической экспертизы при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического контроля и надзора заметно возросла. Указанная экспертиза помогает предъявить аргументированные требования к изготовлению и обороту пищевой продукции. Эти требования предусматривают, что в процессе ее производства, хранения, транспортирования и реализации населению она должна отвечать соответствующим техническим регламентам, а до их вступления в силу - национальным стандартам или сводам правил или другим действующим нормативным техническим документам. Национальные стандарты нужны еще и потому, что в них излагаются методы определения тех или иных показателей, необходимых для осуществления санитарно-эпидемиологической экспертизы, и правила отбора проб (образцов) продукции (чего нет в технических регламентах).

Пищевая продукция, не соответствующая техническим регламентам и, следовательно, представляющая потенциальную опасность для человека и окружающей среды, должна немедленно сниматься производителем (добровольно или по предписанию органов Роспотребнадзора или в судебном порядке) с производства и реализации. Причем утилизация такой пищевой продукции должна проводиться разными способами, экологически безопасными, не причиняющими вреда здоровью населения и не загрязняющими окружающую среду.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортирование, реализацию, утилизацию, в том числе и путем уничтожения, пищевой продукции должны выполнять требования соответствующих технических регламентов.

В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в редакции Федерального закона № 365-ФЗ [5] и ряда подзаконных актов [15, 21, 22, 29] позиции санитарно-эпидемиологической экспертизы еще более укрепились. В этих документах подчеркивается роль проведения силами Роспотребнадзора государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, производимых индивидуальными предпринимателями и отдельными юридическими лицами. Одновременно указанная экспертиза также проводится для установления соответствия или несоответствия осуществляемой ими деятельности или действий (бездействия) в отношении производимых и/или реализуемых ими пищевых продуктов обязательным требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза при необходимости включается в административный регламент выездной проверки органами Роспотребнадзора. В этих случаях результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы настолько важны, что в случае задержки ее проведения издается распоряжение руководителя (заместителя) Управления Роспотребнадзора или отдела Управления Роспотребнадзора о продлении срока проведения проверки. Должностные лица Роспотребнадзора в ходе выездной проверки отбирают образцы (пробы) пищевой продукции для проведения ее санитарно-эпидемиологической экспертизы. Основанием для такой проверки служат обращения и заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, СМИ о фактах возникновения угрозы причинения или о причинении вреда жизни, здоровью граждан, а также в случае обращения граждан, права которых в отношении пищевых продуктов нарушены.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза в ходе выездной (плановой/внеплановой) проверки может быть направлена на установление причинноследственной связи выявленных нарушений обязательных требований с фактом причинения вреда жизни и здоровью граждан. Это должно найти свое отражение в экспертном заключении. При проведении в ходе выездной проверки санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевой продукции к акту проверки обязательно прилагается протокол (а не акт) отбора проб и протокол с заключением специалистов-экспертов, проводивших экспертизу. К проведению проверки с включением санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевой продукции органами Роспотребнадзора обязательно привлекаются аккредитованные организации и специалисты [15].

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевой продукции в ходе выездной проверки юридических лиц или индивидуальных предпринимателей помогает удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (торговли пищевыми продуктами, предоставления услуг общественного питания, производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий; молока и молочной продукции; соковой продукции из фруктов и овощей; масложировой продукции; сахара; мукомольной продукции; безалкогольных напитков). Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, полученные в ходе предыдущих выездных проверок, принимаются во внимание при осуществлении последующих проверок с целью установления органами Роспотребнадзора признаков нарушений обязательных требований. Иными словами, санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевой продукции, проводимая в ходе выездных проверок, помогает выявить характер допущенных нарушений обязательных требований, оценить эффективность государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) качества и безопасности пищевых продуктов, планирования, учета и отчетности [23].

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевой продукции позволяет аргументированно установить юридически значимые факты, подтверждающие неисполнение нарушителем обязательных требований к пищевой продукции, работам в области ее производства и услугам в области ее реализации. При определении причинно-следственных связей результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы служат важным доказательством наличия/отсутствия угрозы жизни и здоровью людей.

Итоги санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевой продукции помогают должностным лицам Роспотребнадзора принимать необходимые меры предупредительного характера. В частности, содействовать недопущению причинения вреда или прекращению его причинения (временный запрет деятельности, своевременный отзыв опасной пищевой продукции, приостановление действия или аннулирование лицензии на конкретный вид деятельности, доведение до сведения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, СМИ информации об угрозе причинения вреда и способах его предотвращения). Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевой продукции, проводимая в ходе выездных проверок, позволяет не только принимать аргументированные меры по фактам нарушений, выявленных при проверке, но и давать предписания по их устранению, принятию мер по контролю за их устранением, по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к дисциплинарной ответственности, в том числе к возбуждению дел об административных правонарушениях [10, 28].

Результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы в ходе выездных проверок помогают подготовить и при необходимости направить обоснованные материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном Уголовным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В то же время необоснованное и неправильное проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, нарушения в отборе образцов (проб) продукции и оформлении предусмотренной при экспертизе документации позволяют говорить о неудовлетворительном исполнении должностными лицами Роспотребнадзора государственной функции по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и о необходимости привлечения таких должностных лиц к ответственности.

Учитывая важность обсуждаемой проблемы, имеющиеся сегодня в вузах РФ на факультетах послевузовского профессионального образования по специальности "Гигиена питания" программы обучения и специализации врачейгигиенистов должны обязательно включать вопросы, посвященные санитарно-эпидемиологической экспертизе пищевой продукции. В частности, должны быть предусмотрены часы для рассмотрения вопросов выездных проверок с включением проведения указанной экспертизы пищевой продукции, направленной на обеспечение ее качества и безопасности, защиту прав потребителей и благополучия населения. Кроме того, стандартом послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности "Гигиена питания" предусмотрен специальный тематический цикл "Санитарно-эпидемиологическая экспертиза пищевых продуктов".

Однако по существу этот важный, постоянно развивающийся и совершенствующийся раздел послевузовского профессионального образования специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора (управлений и отделов управлений Роспотребнадзора, центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов) пока не имеет должного методического обеспечения, что затрудняет квалифицированную профессиональную подготовку и проведение обучения на должном, современном уровне. Поэтому важно совершенствовать программы сертификационного и специального циклов тематического усовершенствования по санитарно-эпидемиологической экспертизе пищевых продуктов, подготовить учебно-методические руководства для врачей и специалистовэкспертов по специальности "Гигиена питания", разработать широкий ассортимент ситуационных задач по данной теме, решение которых поможет легче и эффективнее усваивать возникающие при обучении проблемы. Важно также разрабатывать новые методические приемы обучения специалистов, и эффективные системы контроля степени усвоения ими новых знаний и навыков в данной области.

Литература

1. Федеральный закон РФ № 2300-1-ФЗ от 07.02. 92 "О защите прав потребителей" (с дополнениями и изменениями).

2. Федеральный закон РФ № 52-ФЗ от 30. 03. 99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с дополнениями и изменениями).

3. Федеральный закон РФ № 29-ФЗ от 02.01.00 "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с дополнениями и изменениями).

4. Федеральный закон РФ № 184-ФЗ от 27.12.02 "О техническом регулировании" в редакции № 65-ФЗ от 01.05.07 и № 385-ФЗ от 30.12.09.

5. Федеральный закон РФ № 294-ФЗ от 26.12.08 в редакции № 365-ФЗ от 27.12.09 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

6. Федеральный закон РФ № 88-ФЗ от 19.12.08 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".

7. Федеральный закон РФ № 90-ФЗ от 29.12.08 "Технический регламент на масложировую продукцию".

8. Федеральный закон РФ № 1 78-ФЗ от 29.04.09 "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей".

9. Федеральный закон РФ № 380-ФЗ от 28.12.09 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

10. Постановление Правительства РФ № 883 от 22. 11. 00 "Об организации и проведении мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и здоровья населения".

11. Постановление Правительства РФ № 988 от 21.12.00 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий" (с дополнениями и изменениями.

12. Постановление Правительства РФ № 322 от 30.06.04 "Об утверждении Положения о Федеральной службе в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (с дополнениями и изменениями).

13. Постановление Правительства РФ № 569 от 15.09.05 "О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора".

14. Постановление Правительства РФ № 305 от 23.05.06 "О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий".

15. Постановление Правительства РФ № 689 от 20.08.09 "Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю".

16. Приказ Роспотребнадзора № 12 от 19.01.05 "Об утверждении устава Федерального государственного учреждения здравоохранения Центра гигиены и эпидемиологии по г. Москве".

17. Приказ МЗСР РФ № 308 от 24.04.06 "Типовое положение о территориальном органе Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации".

18. Приказ Роспотребнадзора № 659 от 01.08.05 "Об организации работ по аккредитации организаций, осуществляющих санэпидэкспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок".

19. Приказ Роспотребнадзора № 224 от 19.07.07 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок".

20. Приказ Роспотребнадзора № 793 от 08.12.08 "О гигиеническом сертификате на молоко и молочную продукцию".

21. Приказ Роспотребнадзора № 20 от 29.01.10 "О внесении изменений в Приказ Роспотребнадзора № 803 от 22.12.05 "Об утверждении Регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

22. Приказ Роспотребнадзора № 103 от 24.03.10 "Об утверждении методических рекомендаций по применению норм Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.08".

23. Приказ Роспотребнадзора № 130 от 09.04.10 "О создании системы учета результатов деятельности Роспотребнадзора по государственному контролю (надзору)".

24. Приказ Роспотребнадзора № 290 от 20.07.10 "О государственной регистрации продукции территориальными органами".

25. Письмо Роспотребнадзора № 0100/416-06-32 от 23.01.06 "О проведении работ по подтверждению сроков годности пищевой продукции".

26. Письмо Роспотребнадзора № 0100/12292-06-32 от 21.11.06 "О порядке подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий".

27. Письмо Роспотребнадзора № 01/4801-9-32 от 13.04.09 "О типовых программах производственного контроля".

28. Письмо Роспотребнадзора № 01/4556-0-32 от 30.03.10 "О применении норм КоАП при проведении административного расследования в связи с вступлением в силу Федерального закона № 380-ФЗ".

29. Письмо Роспотребнадзора № 01/7132-10-32 от 11.05.10 "К вопросу расширения круга проверок, для проведения которых обязательно согласование с органами прокуратуры".

30. Письмо Роспотребнадзора № 01/9950-0-23 от 05.07.10 (с изменениями, внесенными письмом Роспотребнадзора № 01/10220-0-32 от 12.07.10) "О государственной регистрации товаров на территории таможенного союза и на территории Российской Федерации".

31. Письмо Роспотребнадзора № 01/12975-0-32 от 08.09.10 "О совершенствовании деятельности организаций Роспотребнадзора при проведении экспертиз".

32. Информационное сообщение Роспотребнадзора от 23.04.10 "О перечне продукции, не подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, на которую не выдается санитарно-эпидемиологическое заключение".

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

SCImago Journal & Country Rank
Scopus CiteScore
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тутельян Виктор Александрович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»