Обоснование программы реализации основ государственной политики здорового питания населения Самарской области на период до 2020 г.

РезюмеОбоснована необходимость принятия долгосрочной программы по оздоровлению питания населения Самарской области. Системный анализ фактического питания различных групп населения региона показал избыточное потребление жиров и добавленного сахара - основных факторов риска развития ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета. Выявлены риски неадекватного потребления витаминов группы В, кальция, железа, обусловленные нерациональным сочетанием продуктов питания.

Ключевые слова:региональная программа, фактическое питание, риск недостаточного потребления пищевых веществ, индекс массы тела

Многочисленные исследования, выполненные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о существенном влиянии питания на здоровье человека [3, 5, 6, 9-13]. Установлены экономические и человеческие потери, возникающие от снижения трудоспособности и преждевременной смертности населения, обусловленные заболеваниями, которые прямо или косвенно связаны с неправильным питанием [7]. Именно поэтому ВОЗ в 2000 г. приняла Первый, а в 2007 г. - Второй план действий в области пищевых продуктов и питания.

Таблица 1. Динамика потребления основных продуктов питания в Самарской области в 2000- 2009 гг. (кг в год на 1 человека)

В нашей стране накоплен определенный опыт реализации программ по укреплению здоровья путем изменения структуры питания. В 1998 г. Правительством РФ принята "Концепции государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2005 г.", на основе которой разработана современная методология оценки пищевого статуса [7, 8] и проводятся [1, 2] системные наблюдения, характеризующие состояние питания населения России как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах.

Начиная с 2009 г. Минздравсоцразвития России в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" приступило к реализации программы "Здоровая Россия". В 2010 г. Правительством РФ были приняты "Доктрина продовольственной безопасности" и "Основы государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.". В том же году Минздравсоцразвития России были утверждены "Рекомендуемые объемы потребления пищевых продуктов". Таким образом, на государственном уровне созданы программы, направленные на улучшение питания населения как одного из важнейших факторов, обеспечивающих сохранение и улучшение здоровья человека.

Не вызывает сомнений, что реализация принятых документов в субъектах Российской Федерации потребует конкретизации с учетом региональных (экономических, национальных и других) особенностей и традиций. Сказанное подтверждает актуальность проведения в Самарской области системного анализа состояния питания населения и его связи со здоровьем как на популяционном, так и на индивидуальном уровне. До настоящего времени подобных исследований в нашей области не проводилось. Такие исследования необходимы для обоснования и разработки программы по оптимизации питания населения Самарской области.

Материал и методы

Оценка питания населения Самарской области проведена на основе анализа официальных статистических данных о потреблении пищевых продуктов ("Обследование бюджетов домашних хозяйств", Росстат, 2000-2009 гг.). Исследование фактического питания выполнено на различных выборках взрослого населения (студенты младших и старших курсов, работающее население; всего - более 4 тыс. человек) с использованием частотного метода, в том числе с количественной оценкой потребления пищи [4]. Для оценки пищевого статуса измеряли массу тела и рост обследуемых, и на основании этих данных рассчитывали величину индекса массы тела (ИМТ). Статистическую обработку результатов проводили методами вариационной статистики, корреляционного анализа с использованием пакета статистических программ "Statistica", Microsoft Exсel (2007), SPSS 11.5.

Результаты и обсуждение

Анализ демографических показателей демонстрирует, что Самарская область характеризуется более низкой, чем в среднем по России, продолжительностью жизни (68,2 года против 68,7 для населения страны в целом). Область является одним из регионов Российской Федерации и отличается высокой частотой ряда заболеваний, в значительной степени обусловленных нарушениями питания. В структуре смертности населения Самарской области более 60% занимает патология, связанная с питанием: заболевания сосудов и сердца (ССЗ) - 51%, онкологическая патология - 13%; болезни органов пищеварения - 4%.

Несмотря на положительные тенденции, наблюдаемые в последние годы в структуре фактического питания населения Самарской области (табл. 1), которые характеризуются ростом потребления фруктов, мясо-, молокопродуктов и рыбы, в целом оно не соответствует современным принципам построения оптимальных рационов. Самарскую область отличают более низкое, чем в среднем по России, потребление большинства основных групп пищевых продуктов, причем наиболее значимы отличия от рекомендуемых величин - в потреблении картофеля (-22%), других овощей (-20%), фруктов и ягод (-8%). К этому следует добавить, что в настоящее время для населения Самарской области характерен значительный рост потребления жира (более 36% от общей калорийности рациона в 2009 г. по сравнению с 31% в 2000 г.). Одновременно несколько возросло потребление белка и значительно снизилось суммарное количество углеводов (рис. 1).

Данную ситуацию следует расценивать как неблагоприятную. Известно, что значительное превышение в рационе жира - важнейший фактор риска развития ССЗ, ожирения, сахарного диабета, а также злокачественных новообразований, смертность от которых за последние 5-7 лет в области выросла. В этой связи в планируемой программе целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на увеличение производства и потребления населением мясной и молочной продукции с пониженным содержанием жира.

Анализ профиля потребления пищевых продуктов в сравнении с "Рекомендуемыми объемами потребления" продемонстрировал существенный недостаток в питании населения продуктов растительного происхождения (картофеля, овощей и фруктов), а также молочных (рис. 2). В ассортименте реализуемой на внутреннем рынке пищевой продукции небольшой процент занимают низкожировые продукты животного происхождения, а также продукты массового потребления (хлеб, молоко), обогащенные витаминами и минеральными веществами.

"Рекомендуемые объемы потребления пищевых продуктов" использованы нами для оценки продовольственной безопасности Самарской области. Анализ производства и расчетной потребности основных групп пищевых продуктов свидетельствует о достижении продовольственной безопасности только по объемам зерновых продуктов, картофеля и яиц (табл. 2).

Рис. 1. Динамика потребления основных пищевых веществ (в % от калорийности рациона) населением Самарской области в 2000-2009 гг.

Рис. 2. Профиль потребления пищевых продуктов населением Самарской области (кг на 1 человека в год)

Таблица 2. Производство и расчетная потребность основных групп пищевых продуктов для населения Самарской области в 2009 г.

При формировании программы по оптимизации питания населения Самарской области следует учесть необходимость расширения производства овощных культур и продуктов их переработки. Необходимо наращивать производство молочных продуктов с низким содержанием жира, сахара, обогащенных витаминами и минеральными веществами.

Исследования индивидуального потребления пищевых продуктов выполнены нами в 3-х группах населения: студентов младших и старших курсов, а также взрослого трудоспособного населения, профессиональная деятельность которого связана с низкой физической активностью. При анализе результатов расчетов потребления пищевых продуктов обращали внимание на значительные нарушения в структуре питания указанных групп населения. Наибольшие отличия от рекомендуемых показателей выявлены в количественном потреблении овощей, фруктов, мяса, рыбы и молока между работающим населением и студентами, причем выявлены различия между обучающимися на младших и на старших курсах.

Так, из позитивных тенденций в питании студентов, очевидно, связанных с приобретением знаний о принципах здорового питания, можно выделить увеличение потребления на старших курсах хлебопродуктов, фруктов, яиц, мясных и молочных продуктов при снижении употребления сахара и кондитерских изделий. В целом рацион питания студентов характеризовался низким содержанием овощей и фруктов, особенно среди юношей (менее 300 г в день), недостаточным потреблением хлебопродуктов, картофеля, молочных продуктов и рыбы (табл. 3). Около 30% юношей и 10% девушек за предыдущий месяц съедали не более 50 г фруктов в день; у 90% обследованных потребление рыбопродуктов составляло менее 37 г в день. Мясопродуктов студенты съедали на 50% больше, чем студентки, в том числе 25% юношей - более 190 г мясных продуктов в день и 50% девушек - менее 100 г в день. Половина студентов потребляли более 100 г в день добавленного сахара и кондитерских изделий. Содержание жировых продуктов в рационе 25% студентов и 10% студенток было выше рекомендуемого уровня.

В отличие от студентов, работающее население в среднем использует достаточное количество овощей и фруктов на фоне возрастающего потребления хлебных, жировых, молочных продуктов и рыбы, одновременно снижается приверженность к сахару и кондитерским изделиям.

Анализ потребления основных пищевых веществ (табл. 4) позволил сделать вывод, что во всех обследуемых группах населения имеются резкие нарушения в соотношении этих веществ: превышение доли суммарного потребления жира, насыщенных жирных кислот и добавленного сахара - основных факторов риска развития ожирения, ССЗ, диабета и др.

При исследовании массы тела и ИМТ во всех группах встречались лица как с низкой, так и с высокой массой тела или ожирением. Так, у 75,5% студентов была нормальная масса тела, у 11% выявлена недостаточная, а у 13,5% - избыточная масса тела; среди студенток младших курсов у 22% был понижен ИМТ, а более чем у 35% студентов старших курсов - повышен. Среди работающего населения только 46,3% имели нормальную массу тела, тогда как у 41,5% была выявлена избыточная масса тела, а у 10,9% - ожирение, при этом чаще оно встречалось у женщин, чем у мужчин (соответственно 18 и 7%).

Таблица 3. Потребление пищевых продуктов различными группами населения Самары

Отдельно остановимся на соответствии фактических рационов питания рассматриваемых групп потребностям в витаминах и минеральных веществах. Если средние уровни потребления этих веществ приближались к величинам, соответствующим физиологической потребности в энергии и пищевых веществах, то у многих обследованных отмечено недостаточное поступление указанных выше биологически активных веществ. Так, 20% обследуемых получали сокращенное на 50% количество витаминов группы В, 7% - кальция, 15% женщин - железа. Полученные данные, касающиеся обеспеченности рациона населения витаминами и минеральными веществами, свидетельствуют о необходимости расширения массового производства пищевых продуктов, обогащенных этими нутриентами.

Таблица 4. Доля основных пищевых веществ (% от общей калорийности рациона)

Популяционные и индивидуальные характеристики состояния здоровья и питания населения Самарской области, а также результаты многочисленных исследований, посвященных связи питания и здоровья населения, свидетельствуют о необходимости активного вмешательства в сложившуюся структуру питания в Самарской области. При этом следует принять во внимание, что Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р рекомендовало субъектам РФ при формировании региональных программ социально-экономического развития учитывать положения "Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г". Таким образом, становится ясной необходимость формирования программы оптимизации питания населения Самарской области.

Планируемая программа обязательно должна согласовываться с целями, задачами, основными направлениями и мероприятиями, определенными упомянутыми выше "Основами". Главными целями программы должны стать сохранение и укрепление здоровья населения региона путем профилактики заболеваний, обусловленных недостаточным, избыточным, а также несбалансированным питанием. С медицинских позиций, главной целью программы должно быть увеличение продолжительности жизни населения области (в среднем до 72-73 лет) за счет комплекса мероприятий, направленных на снижение распространенности ожирения, а также заболеваемости и смертности от ССЗ, сахарного диабета, злокачественных новообразований и ряда других заболеваний, причины развития которых обусловлены нарушениями питания. Несмотря на то что в области особое внимание уделяется здоровью детского населения, в программе должны предусматриваться мероприятия, направленные на увеличение распространенности грудного вскармливания и совершенствование системы организации питания в детских образовательных учреждениях.

Полученные нами данные о нарушениях в питании студентов должны стать основой для реформирования системы общественного питания в высших учебных заведениях и совершенствования системы подготовки и образования в вопросах здорового питания студентов, причем не только в медицинском университете.

Достаточно развитый агропромышленный комплекс Самарской области, несомненно, способен внести весомый вклад в укрепление здоровья населения не только области, но и России в целом. Область обладает зерновыми ресурсами и мощностями по производству эффективных кормов. Следует обратить внимание на необходимость реализации комплексных проектов - от сбора до переработки сельхозпродукции на территории региона. Конечная цель новой идеологии - полное самообеспечение области необходимыми пищевыми продуктами. Программа должна предусматривать возможность развития производства пищевой продукции с функциональными и лечебно-профилактическими свойствами, обогащенной незаменимыми факторами (витаминами, минеральными веществами, пищевыми волокнами и др.), а также пищевых продуктов массового и специального назначения.

Качество и безопасность пищевой продукции всегда были приоритетом внимания служб Роспотребнадзора; осуществляемый ими мониторинг должен стать одним из важнейших компонентов программы. Отдельный блок программы должен быть отведен образовательным программам в области здорового питания. Эти программы необходимо распространять как на специалистов (медиков, педагогов, работников агропромышленного комплекса, торговли и др.), так и на все население. В распространении информации о здоровом питании должны принимать активное участие не только официальные СМИ области, но и коммерческие организации - в качестве партнеров.

Не вызывает сомнений необходимость комплексного подхода при разработке и последующей реализации программы. Программа должна объединить все заинтересованные структуры - представителей управленческого аппарата и бизнеса, медиков и представителей агропромышленного комплекса, СМИ и общественных организаций, а также включить уже реализуемые программы, в том числе инновационные и по формированию здорового образа жизни. Эти программы должны учитывать возможности питания как одного из важнейших профилактических факторов. Известно, что любые профилактические мероприятия должны сопровождаться оценкой их эффективности, поэтому в качестве самостоятельного раздела планируемой программы необходимо включить блок мониторинга состояния питания населения области, который, по нашему мнению, должен реализовываться с участием областного управления статистики и функционирующих центров здоровья.

Литература

1. Батурин А.К. // Вопр. питания. - 2002. - № 2. - С. 3-8.

2. Батурин А. К., Погожева А., Дербенева С. // Врач. - 2004. - № 9. - С. 18-21.

3. Дмитриевская М.Н. // Вопр. питания. - 2007. - № 3. - С. 42-44.

4. Компьютерная программа "Анализ состояния питания человека", НИИ питания РАМН. - М., 2004. - 7 с.

5. Сазонова О.В., Батурин А.К. // Вопр. питания. - 2010. - № 3. - С. 46-50.

6. Спиричев В.Б., Коденцова В.М., Вржесинская О.А. Методы оценки витаминной обеспеченности населения: Учеб.метод. пособие. - М., 2001. - 70 с.

7. Тутельян В.А., Онищенко Г.Г. Государственная политика здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: Руководство для врачей. - М., 2009. - 288 с.

8. Тутельян В.А. Лечебное питание: современные подходы к стандартизации диетотерапии. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Династия, 2010. - 304 с.

9. del Carmen Crespillo M., Olveira G., de Adana M. S. // Clin. Nutr. - 2003. - Vol. 22, N 5. - P. 483-487.

10. Goldhaber-Fiebert J.D. // Diabetes Care. - 2003. - Vol. 26, N 1. - P. 24-29.

11. Jahns L., Baturin A., Popkin B. // Eur. J. Clin. Nutr. - 2003. - Vol. 57. - P. 1295-1302.

12. Neufeld L.M. // Public Health Nutr. - 2007. - Vol. 11, N 2. - P. 15 9 -16 7.

13. Truswell A.S. // Eur. J. Clin. Nutr. - 2002. - Vol. 56, N 1. - P. 1-14.