О принимаемых мерах по реализации Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам и взаимодействию со Всемирной торговой организацией

Резюме

Вопр. питания. - 2013. - № 2. - С. 70-74.

С 21 июля 2012 г. Росийская Федерация стала членом Всемироной торговой организации (ВТО) и начинает исполнять обязательства, которые взяла на себя в результате переговорного процесса по присоединению. Часть этих обязательств требует принятия дополнительных мер, связанных с изменением принципов государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, а также внесением изменений в действующие нормативы, принятые на уровне как Таможенного союза, так и Российской Федерации. При этом все обязательства Российской Федерации, вытекающие из ее присоединения к ВТО, должны исполняться Республикой Казахстан и Республикой Беларусь как членами Таможенного союза (Договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонних торговых систем" ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012).

Принципы Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) включают:

- гармонизацию нормативов, признание эквивалентными мер, принимаемых для обеспечения санитарной безопасности другими государствами;

- исключение дискриминации между отечественной и импортной продукцией, прозрачность при принятии решений;

- научную обоснованность и оценку риска при установлении нормативов и принятии санитарных мер, включая меры экстренного характера.

Все санитарно-эпидемиологические требования должны быть приведены в соответствие с международными стандартами или иметь соответствующее научное обоснование, разработанное на основе оценки рисков. Это обязательство, как и все прочие, относится ко всем членам Таможенного союза.

В области безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в Российской Федерации и на территории Таможенного союза контролируется более 7 тыс. санитарно-эпидемиологических показателей. При подготовке нормативной базы Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам было гармонизировано более 3 тыс. показателей.

Российская Федерация при подготовке предложений к изменению нормативов ориентируется на показатели, утверждаемые Европейской комиссией, что мотивируется сходной структурой потребления, а также конструктивным взаимодействием Роспотребнадзора с Департаментом охраны здоровья и защиты прав потребителей Европейской комиссии (DG SANCO).

Одним из важных вопросов двустороннего взаимодействия с Европейской комиссией является обсуждение процесса гармонизации российских санитарно-гигиенических нормативов безопасности пищевых продуктов с международными стандартами. В частности это относится к минимально допустимому уровню (МДУ) антибиотиков тетрациклиновой группы, координации позиций в отношении МДУ для рактопамина и результатам исследования генетически модифицированной кукурузы NK603, а также к подготовке Меморандума между Роспотребнадзором и DG SANCO в области защиты прав потребителей.

Несомненно, при обсуждении указанных вопросов должны учитываться все точки зрения. Так, предоставленное европейской стороной научное обоснование о недопустимости применения рактопамина в животноводстве будет принято к сведению при подготовке российской позиции в отношении данного стимулятора роста, что позволит совместно противостоять намерениям отдельных стран добиваться установления МДУ рактопамина. В свою очередь материалы о корректности выводов токсикологических исследований кукурузы NK603, устойчивой к гербициду раундап, которые готовит Европейский орган по безопасности продовольствия (EFSA), будут направлены в Роспотребнадзор, чтобы сравнить их с позицией российских экспертов и выработать скоординированный подход к допуску на рынок указанного типа кукурузы. И наконец, в целях дальнейшего развития взаимодействия с Евросоюзом между Роспотребнадзором и Европейской комиссией готовится Меморандум о сотрудничестве в области защиты прав потребителей, призванный способствовать гармоничному и устойчивому развитию экономик стран в условиях международной торговли.

Принципы гармонизации, эквивалентности и оценки риска нашли отражение в ряде правовых актов. Одни из них ("О гармонизации санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами") приняты на уровне Комиссии Таможенного союза в 2011 г., другие представлены в виде соответствующих решений правительства РФ, направленных на реализацию планов адаптации российской экономики к условиям членства в ВТО. При этом руководителям управлений Роспотребнадзора следует обратить особое внимание на то, что при введении каких-либо ограничительных мероприятий, связанных с поставками на территорию Российской Федерации товаров, необходимо уведомлять об этом другие государства - членов Таможенного союза. Причем информация о вводимых ограничениях должна в обязательном порядке направляться в адрес центрального аппарата Роспотребнадзора. Такая реформа технического регулирования влечет за собой изменения в системе санитарно-эпидемиологического надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей.

С 1 июля 2012 г. вступили в силу несколько технических регламентов Таможенного союза: "О безопасности упаковки" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769); "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011); "О безопасности парфюмернокосметической продукции" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799); "О безопасности игрушек" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 770); "О безопасности продукции легкой промышленности" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876); "О безопасности низковольтного оборудования" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768); "О безопасности пиротехнических изделий" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 770). Роспотребнадзор участвует в разработке планов мероприятий, направленных на реализацию в Российской Федерации всех указанных технических регламентов Таможенного союза. При этом постановлениями правительства РФ

Роспотребнадзор определен как уполномоченный орган Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований следующих технических регламентов Таможенного союза: "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (постановление № 912 от 11.09.2012); "О безопасности игрушек" (постановление № 917 от 11.09.2012); "О безопасности продукции легкой промышленности" (постановление № 918 от 11.09.2012); "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (постановление № 989 от 27.09.2012); "О безопасности упаковки" (постановление № 1033 от 09.10.2012).

Кроме того, в аппарат правительства РФ направлены предложения о включении Роспотребнадзора в число исполнителей (соисполнителей) проектов планов по реализации технических регламентов Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", "Пищевая продукция в части ее маркировки", "О безопасности средств индивидуальной защиты". В настоящее время согласуются проекты постановления правительства РФ, определяющие Роспотребнадзор как уполномоченный орган Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" и "О безопасности машин и оборудования". В Республике Беларусь рассматривается проект постановления кабинета министров республики о контроле выполнения требований указанных технических регламентов, которым предполагается уполномочить Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь. Однако при этом не учитывается тот факт, что в Российской Федерации такие требования рассматриваются как требования в сфере защиты прав потребителей, а контроль поручен Роспотребнадзору.

В настоящее время в условиях усиливающихся экономических связей между Российской Федерацией и другими странами, прежде всего странами СНГ, ШОС, АТЭС, большое внимание уделяется вопросам безопасности для здоровья человека не только пищевых продуктов и сырья, но и факторов среды обитания, а также профилактике инфекционных болезней. Все это требует разработки между странами новых соглашений, обеспечивающих надлежащий надзор в новых схемах движения товаров.

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей поднимаются Российской Федерацией также в рамках работы форумов ведущих экономик мира, включая "Группу восьми" и "Группу двадцати". В рамках председательства России в "Группе двадцати", стартовавшего 1 декабря 2012 г., особое внимание было уделено теме продовольственной безопасности.

Вопросы обеспечения безопасности пищевой продукции регулярно поднимаются российской стороной и в формате ШОС. Так, до конца 2013 г. планируется провести встречу экспертов государств - членов ШОС для обмена опытом по радиационному мониторингу и мерам по недопущению поступления на рынок пищевой продукции, загрязненной в результате аварии на АЭС "Фукусима-1". В следующем году данный вопрос будет обсуждаться на уровне главных государственных санитарных врачей государств ШОС в ходе очередного Совещания глав служб государств - членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Из сказанного видно, насколько большое внимание уделяет Роспотребнадзор международному информационному обмену, касающемуся безопасности пищевой продукции. Роспотребнадзор является контактным пунктом Международной сети органов по безопасности пищевых продуктов ВОЗ (ИНФОСАН), предназначенной для оказания помощи государствам-членам в преодолении чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате природной, непреднамеренной или преднамеренной контаминации. В целях совершенствования контроля безопасности продукции, поступающей на рынки России и ЕС, Роспотребнадзор участвует в Системе Европейской комиссии быстрого уведомления по качеству и безопасности пищевых продуктов и кормов сельскохозяйственных животных (RASFF), а с 2009 г. он получил статус контактного пункта RASFF в России.

Роспотребнадзором осуществляется постоянная деятельность по переводу, анализу и работе по реагированию на поступившие уведомления Системы RASFF. С начала 2012 г. в Роспотребнадзор поступило 9 уведомлений о выявлении недоброкачественной пищевой продукции на территории России и ЕС. Примерами поступивших уведомлений являются обнаружение бактерий Cronobacter sakazakii в детской рисовой каше весной 2012 г., без(а)пирена в подсолнечном масле и т.д.

В зависимости от характера сообщения Роспотребнадзором принимаются необходимые управленческие решения, направляются письма в управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации о принятии мер по проверке и изъятию из оборота пищевых продуктов, опасных для здоровья человека. Так, на территории Российской Федерации 21.09.2012 приостановлен ввоз и оборот алкогольной продукции производства Чехии в связи со случаями отравления метанолом в Чешской Республике, Польше и Словацкой Республике. Соответствующие письма были направлены руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в ФТС России, в Министерство здравоохранения Республики Казахстан и Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Однако в настоящее время в связи с поступившей информацией о результатах расследования, проведенного полицией Чехии, разрешен (с 01.10.2012) ввоз и оборот на территории Российской Федерации алкогольной продукции производства Чехии. Однако вся продукция, произведенная после 01.01.2012, должна сопровождаться полной документацией о происхождении, копией экспертного заключения, а также иметь новую акцизную марку. Образцы таких марок алкогольной продукции производства Чехии размещены на официальном сайте Роспотребнадзора: www.rospotrebnadzor.ru.

Уполномоченные органы Республики Казахстан и Республики Беларусь были своевременно проинформированы о необходимости защиты территории Российской Федерации от поставок этой продукции. Вместе с тем информация о реализации указанных ограничений поступила только из Республики Беларусь, которой приняты необходимые меры для прекращения поставок опасной продукции с территории других государств.

В связи с появившимся в последнее время научным сообщением из Франции и Италии (журнал "Токсикология пищевых продуктов и химических веществ", "Food and Safety") об отрицательном влиянии на здоровье человека генетически модифицированной кукурузы NK603 Роспотребнадзором проводится работа, направленная на изучение полученных сведений. В частности, соответствующий запрос о рассмотрении корректности полученных данных направлен в ФГБУ "НИИ питания" РАМН. Кроме того, официальное письмо с просьбой прокомментировать ситуацию и изложить позицию Европейского союза по данному вопросу было направлено в адрес генерального директора Генерального директората по здравоохранению и защите потребителей Европейской комиссии. Временно до получения полной информации по данному вопросу был приостановлен ввоз в Российскую Федерацию и оборот на ее территории генетически модифицированной кукурузы NK603. Ожидаем соответствующих действий и со стороны министерств здравоохранения Республики Беларусь и Республики Казахстан, которые в соответствии со ст. 9 Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам обязаны принять необходимые меры, обеспечивающие надлежащий уровень защиты страны Таможенного союза, принявшей решение о введении таких мероприятий. Отсутствие необходимой информации от коллег по Таможенному союзу не позволяет осуществлять необходимые надзорные мероприятия по данному вопросу на должном уровне. Вместе с тем, учитывая эффективную совместную работу по ограничению зараженного сальмонеллой детского питания из Бельгии, овощей из Европейского союза, а также возрастающие угрозы, связанные, в частности, со вспышкой сальмонеллеза неясного генеза в Германии, несомненно, в самое ближайшее время будут приняты меры по более усиленному взаимодействию государств - членов Таможенного союза при защите потребительского рынка от опасных товаров.

Однако, согласно информации управлений Роспотребнадзора, в настоящее время на транспортных документах уже при внутреннем таможенном оформлении выявляются случаи отсутствия штампов сотрудников санитарно-карантинного контроля при прибытии подконтрольных грузов на внешнюю границу Таможенного союза. Хотя количество таких фактов значительно снизилось по сравнению с 2010 и 2011 гг., подобные товары продолжают поступать из Республики Беларусь.

В связи с указанными фактами при поступлении грузов на территорию Таможенного союза в целях предупреждения задержек при внутреннем таможенном оформлении были предприняты меры по урегулированию всех возникших вопросов. Должностными лицами Роспотребнадзора в оперативном круглосуточном режиме отслеживаются возможности возникновения таких ситуаций и принимаются оперативные решения по их немедленной ликвидации. Следует отметить, что нарушения в основном допускались таможенными органами Республики Беларусь в пунктах пропуска товаров Козловичи, Каменный лог, Бенякони, которым частично переданы полномочия по санитарно-эпидемиологическому надзору. Безусловно, таможенные органы не обладают достаточными знаниями и компетенцией для решения всех проблем, связанных с осуществлением санитарно-карантинного контроля. Это объясняет поступления (несмотря на разъяснения, направленные в Федеральную таможенную службу) в Роспотребнадзор (практически ежедневно) обращений участников внешнеэкономической деятельности о необоснованных требованиях таможенных органов, касающихся предъявления документов, подтверждающих безопасность товаров, не подлежащих санитарнокарантинному контролю. Выявленные нарушения влекут за собой необходимость соответствующих организационных мероприятий со стороны допустивших их лиц.

Несколько слов о деятельности территориальных органов Роспотребнадзора при осуществлении санитарно-карантинного контроля.

1. Надзор и контроль за подконтрольными товарами осуществляется в едином порядке Республикой Казахстан, Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

2. В соответствии с изменениями, внесенными в Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, подконтрольными товарами, в редакции решения Комиссии Таможенного союза от 02.03.2011 № 567, при изменении кода на товары, ввезенные на территорию государств Таможенного союза, сотрудники таможенных органов направляют перевозчика в органы и учреждения, уполномоченные в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для санитарно-карантинного контроля в стране назначения.

В соответствии с этими изменениями управлениям Роспотребнадзора были даны указания об обеспечении санитарно-карантинного контроля. Данное положение также было отражено в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2011 № 121 "Об обеспечении санитарно-карантинного контроля".

3. Во всех управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации должны быть определены должностные лица, ответственные за санитарно-карантинный контроль.

Процедура данных изменений не завершена в ряде территорий. Так, по информации, поступающей из таможенных органов, в течение этого года не были проведены мероприятия по санитарно-карантинному контролю за прибывающими грузами в управлениях Роспотребнадзора по Пензенской, Липецкой, Костромской, Смоленской, Ярославской областям, Республике Марий Эл и Удмуртской республике.

В целях совершенствования санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска в Российской Федерации с учетом действующего законодательства РФ в 2012 г. Роспотребнадзором были проведены следующие мероприятия:

- утвержден Административный регламент исполнения Роспотребнадзором государственной функции по санитарно-карантинному контролю в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза (приказ Роспотребнадзора 17.07.2012 № 767);

- утверждены Типовые требования к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов (приказ Роспотребнадзора от 27.08.2012 № 871);

- проводится работа по внесению изменений в типовые схемы организации пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных по видам транспортного сообщения;

- для единообразия проведения санитарного контроля внедрены изменения в технологические схемы пропуска через таможенную границу Таможенного союза;

- в порядке подготовки кадров с начала функционирования Таможенного союза Роспотребнадзором совместно с представителями санитарно-эпидемиологических служб Республики Казахстан и Республики Беларусь проведено несколько семинаров по обучению специалистов, осуществляющих санитарно-карантинный контроль;

- внедрена система взаимодействия органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, всех государств - участников Единого экономического пространства, такие действия особенно важны в условиях развития Единого экономического пространства в целом и реформы системы технического регулирования в частности;

- поскольку на территории всех государств Таможенного союза и Единого экономического пространства методы исследований, лабораторное оснащение, схемы аккредитации и нормативная база должны быть едиными, с целью унификации методов испытаний при проведении оценки соответствия Единым санитарным требованиям создана специальная рабочая группа при Евразийской экономической комиссии, в рамках которой сформирован Единый перечень методов (методик) для оценки соответствия продукции Единым санитарным требованиям. Несмотря на это необходимо продолжить работу по дополнению указанного перечня недостающими методами (методиками), а также разработать и утвердить методики взамен не гармонизированных между государствами - членами Таможенного союза методами для целей оценки соответствия продукции Единым санитарным требованиям.