Анализ международного законодательства, регламентирующего использование Заявлений в отношении функциональных свойств пищевых продуктов

РезюмеВ настоящее время производители нередко выносят в маркировку пищевых продуктов информацию об их благоприятном воздействии на здоровье потребителей, т.е. об их функциональных свойствах. Однако правила, регламентирующие использование термина "функциональный пищевой продукт" в маркировке пищевых продуктов, в Российской Федерации до сих пор не установлены. В обзоре законодательных актов, регламентирующих использование информационных заявлений (Claims) в рекламе или маркировке пищевых продуктов в разных странах мира, показано, что заявления об энергетической и пищевой ценности пищевых продуктов должны использоваться в соответствии с установленными правилами без проведения дополнительных исследований. Заявления в отношении пищевых продуктов с оздоровительными свойствами и (или) заявления, сделанные в отношении функциональных свойств детских пищевых продуктов, должны утверждаться в соответствии с установленной процедурой. К утверждению могут быть рекомендованы только научно обоснованные заявления об оздоровительных свойствах пищевых продуктов. В этой связи очевидна настоятельная необходимость разработки, широкого обсуждения и утверждения в Российской Федерации и Едином таможенном союзе ЕврАзЭС нормативных документов, регламентирующих использование заявлений в отношении содержания в функциональных пищевых продуктах определенных пищевых ингредиентов, а также порядок утверждения заявлений в отношении функциональных пищевых продуктов с оздоровительными свойствами, пищевых продуктов, способствующих снижению риска развития заболеваний у детей, и (или) пищевых продуктов, способствующих нормализации роста и развития детей.

Ключевые слова:функциональные пищевые продукты, заявления относительно пищевой ценности, заявления в отношении пищевых продуктов с оздоровительными свойствами

Вопр. питания. - 2012. - № 4. - С. 4-10.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 г. № 1873-р утверждены "Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года". В соответствии с этим распоряжением одной из важных задач является развитие производства специализированных пищевых продуктов функционального назначения с целью сохранения и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием [5].

Практическая реализация этой концепции предполагает разработку, производство и поступление на потребительский рынок широкого ассортимента функциональных пищевых продуктов. При этом использование термина "функциональный пищевой продукт" для определенных групп пищевых продуктов оздоровительного действия предназначен для обеспечения высокого уровня защиты прав потребителей и гармонизации с международными требованиями к подобным продуктам. К сожалению, отечественные производители пищевой продукции нередко выносят в маркировку пищевых продуктов не обоснованную с позиций доказательной медицины информацию об их благоприятном воздействии на здоровье потребителей, т.е. об их функциональных свойствах. В известной степени это определяется недостаточно разработанной в нашей стране нормативно-правовой базой для функциональных пищевых продуктов [4]. В настоящее время в Российской Федерации принят ГОСТ Р 52349-2005 "Продукты пищевые функциональные. Термины и определения", в соответствии с которым функциональный пищевой продукт - это продукт, получаемый добавлением одного или нескольких пищевых ингредиентов к традиционным пищевым продуктам в количестве, обеспечивающем предотвращение или восполнение имеющегося в организме человека дефицита питательных веществ и (или) собственной микрофлоры" [2, 3]. Оценка безопасности функциональных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с "Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)" Таможенного союза ЕврАзЭС [6], СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" [1]. Однако правила, регламентирующие использование самого термина "функциональный пищевой продукт" в маркировке пищевых продуктов и их рекламе, в нашей стране до настоящего времени не установлены. В этой связи краткий обзор международных законодательных актов, регламентирующих использование заявлений (Claims) об оздоровительных свойствах пищевых продуктов в их рекламе или маркировке, может быть полезным для обоснования правил маркировки функциональных пищевых продуктов в Российской Федерации.

Понятие о функциональных пищевых продуктах впервые появилось в Японии в начале 1980-х гг.; сегодня в стране установлены 2 категории заявлений о пользе пищевых продуктов для здоровья (Food with Health Claims). Требования к маркировке пищевых продуктов, относящихся к І категории, - продуктам с заявлениями относительно их энергетической и пищевой ценности (Food with Nutrient Function Claims) довольно свободные: должна учитываться минимальная и максимальная ежедневная потребность в пищевых продуктах. Ко ІІ категории относятся продукты с заявленными оздоровительными свойствами (Food with Specified Health Uses - FOSHU). FOSHU - это продукты, содержащие пищевые ингредиенты, оказывающие положительное воздействие на физиологические функции организма человека, улучшающие его здоровье и качество жизни. Однако в настоящее время в Японии одобрено только 2 таких заявления - для кальция и фолиевой кислоты. Обязательным условием для утверждения таких заявлений является наличие обоснованных научных фактов [33].

С целью правильного информирования населения в 1991 г. Министерство здравоохранения Японии разработало регулирующую систему вынесения в маркировку пищевых продуктов заявлений относительно их благоприятного воздействия на организм. Согласно этой системе, пищевые продукты с заявленными оздоровительными свойствами (FOSHU) должны соответствовать требованиям, изложенным в законе об улучшении питания (Nutritional Improvement Law); в настоящее время - закон об улучшении здоровья (Health Promotion Law). Этот закон учитывает 5 категорий пищевых продуктов для специализированного диетического питания "Food for Special Dietary Uses": 1) сухое молоко для беременных и кормящих женщин; 2) сухие молочные смеси для детей младшего возраста; 3) пищевые продукты для взрослых с затруднениями в пережевывании и проглатывании пищи; 4) продукты диетического питания для больных; 5) пищевые продукты с заявленными оздоровительными свойствами - FOSHU [33].

В странах Европейского союза законодательство в отношении информации, разрешенной для вынесения на этикетку или в рекламу пищевой продукции, обладающей оздоровительными свойствами, было введено в 2007 г. Постановлением ЕС № 1924/2006 [30, 31].

В соответствии с данным постановлением были одобрены 2 типа заявлений:

1. Заявления о пользе пищевых продуктов для здоровья, касающиеся роли пищевых ингредиентов или других биологически активных веществ в нормальном развитии и (или) жизнедеятельности организма; положительного воздействия пищевых продуктов на физиологические или поведенческие функции человека; способности без вредных последствий снижать или контролировать массу тела при употреблении указанных пищевых продуктов.

2. Заявления о снижении риска развития заболевания при использовании пищевого продукта и о положительном влиянии на развитие и здоровье детей.

В приложении к постановлению опубликован перечень одобренных заявлений об изменении пищевой ценности пищевых продуктов, характеризующих энергетическую и пищевую ценность продукта, содержание в нем белков, жиров, углеводов, сахаров, углеводов [30].

В соответствии с этим документом заявление о том, что содержание одного или более питательных веществ по нижено, а также любое заявление, имеющее такое же значение для потребител я, может быть сделано только в случае сокращения в нем по крайней мере на 30% содержания по сравнению с подобным продуктом. Такие заявления могут быть сделаны, например, в отношении кисломолочных, мясных продуктов, готовых кулинарных изделий. Заявление о том, что содержание питательных веществ (за исключением вита минов или минеральных веществ) повышено, а также любое заявление, имеющее такое же значение для потребителя, может быть сделано только в том случае, если про дукт отвечает условиям для заявления "источник", а содержание питательного вещества повышено по крайней мере на 30% по сравнению с подобным про дуктом [30].

На сегодняшний день Постановлением ЕС № 1169/2011 установлен список витаминов и минеральных веществ, содержание которых в пищевом продукте может быть указано на этикетке в связи с их положительным воздействием на здоровье человека. К таким веществам относятся витамины - А, D, Е, K, С, В6, В12, тиамин, рибофлавин, ниацин, фолиевая кислота, биотин, пантотеновая кислота, микро- и макроэлементы - калий, хлориды, кальций, фосфор, магний, железо, цинк, медь, марганец, фториды, селен, хром, молибден, йод [32].

Необходимым условием при использовании заявлений, относящихся к пищевым продуктам, обогащенным витаминами, микро- и макроэлементами, является требование о необходимости при потреблении таких продуктов (кроме напитков) обеспечения не менее 15% рекомендуемой суточной потребности в данных веществах. Для напитков данный показатель составляет 7,5%. Если в упаковке содержится только одна порция напитка, содержание витаминов, микро- и макроэлементов в соответствии с установленным списком также может составлять 15% от рекомендуемого суточного потребления [32].

В отношении заявлений об оздоровительных свойствах пищевых продуктов в дополнение к Постановлению ЕС № 1924/2006 было издано Постановление ЕС № 353/2008, в котором устанавливается процедура их легализации: правила составления заявки, основные принципы научного подтверждения заявления о пищевых и (или) оздоровительных свойствах пищевых продуктов [12].

В настоящее время Европейским советом для использования разрешены следующие заявления о снижении риска развития заболевания при использовании пищевых продуктов и заявлений об их положительном влиянии на развитие и здоровье детей:

стерины растений снижают уровень холестерина в крови. Высокий уровень холестерина является фактором риска развития коронарной болезни сердца [13];

эфиры станола растительного происхождения снижают уровень холестерина в крови. Высокий уровень холестерина является фактором риска развития коронарной болезни сердца [13];

эссенциальные жирные кислоты необходимы для нормального роста и развития детей [13];

кальций необходим для нормального роста и развития костей детей [13];

белки необходимы для нормального роста и развития костей у детей [13];

кальций и витамин D необходимы для роста и нормального развития детей [13];

витамин D необходим для роста и нормального развития детей [13];

растительные стерины и эфиры станола снижают уровень холестерина в крови. Высокий уровень холестерина является фактором риска развития коронарной болезни сердца [19];

жевательная резинка, содержащая в качестве подсластителя 100% ксилит снижает риск появления зубного камня. Появление зубного камня является фактором риска развития зубного кариеса у детей [10];

фосфор необходим для роста и нормального развития детей [10];

стерины и станолы растительного происхождения снижают уровень холестерина в крови. Высокий уровень холестерина является фактором риска развития коронарной болезни сердца [19];

потребление докозагексаеновой кислоты необходимо для развития детей в возрасте до 12 мес [21];

потребление докозагексаеновой кислоты женщинами необходимо для развития зрения у детей в перинатальном периоде и во время кормления грудью [21];

потребление докозагексаеновой кислоты женщинами необходимо для развития нормального развития мозга у детей в перинатальном периоде и во время кормления грудью [21];

йод необходим для нормального роста детей [23];

железо необходимо для нормального развития познавательных способностей детей [23];

бетаглюкан овса снижает уровень холестерина в крови. Высокий уровень холестерина является фактором риска развития коронарной болезни сердца [14].

В соответствии с Постановлением ЕС № 1169-2011 заявления о пищевой ценности пищевых продуктов или об их возможном влиянии на здоровье потребителя (кроме общих заявлений) в обязательном порядке должны приводиться в маркировке пищевых продуктов с указанием количества пищевого ингредиента, относительно которого было сделано заявление [32].

Европейский совет также постоянно публикует постановления об отклоненных (не имеющих достаточных доказательств пользы для здоровья) заявлениях об оздоровительных свойствах пищевых продуктов [11, 14-18, 20-23]. Заявления о функциональных свойствах пищевых ингредиентов и оздоровительном действии пищевых продуктов утверждает Европейское агентство по безопасности пищевых продуктов [7, 8].

В 2004 г. комиссия Кодекс Алиментариус утвердила разработанные в 1997 г. основные принципы использования заявлений о пищевой ценности и оздоровительных свойствах пищевых продуктов (CAC/GL 23-1997).

В соответствии с этим документом разрешено использовать следующие виды заявлений [26]:

1) заявления о пищевой ценности пищевых продуктов:

а) заявления о пищевой ценности пищевых продуктов, такие как источник кальция, источник пищевых волокон или низкое содержание жиров;

б) сравнительные заявления, в которых сравниваются уровень пищевых веществ и (или) энергетическая ценность 2 или более пищевых продуктов. Например, повышенное содержание, пониженное содержание, ниже чем, выше чем и др.;

2) заявления о пользе для здоровья пищевых продуктов, содержащие утверждения, советы для потребителей или положения, устанавливающие связь между потреблением пищевых продуктов, развитием и (или) нормальным состоянием организма:

а) заявления о функциональных свойствах пищевых продуктов с описанием физиологической роли ингредиентов пищевых продуктов в процессах роста, развития и нормального функционирования организма человека;

б) заявления о функциональных свойствах пищевых продуктов, описывающие специфические благоприятные эффекты при их потреблении на организм человека. Такие заявления связаны с позитивным влиянием продукта на здоровье (в контексте общей диеты) или предупреждением развития патологических состояний организма;

в) заявления о снижении риска развития заболевания при употреблении пищевых продуктов.

В соответствии с Кодексным стандартом CAC/GL 2-1985 о маркировке пищевых продуктов, эти заявления должны быть приведены на их этикетке [27]. Аналогичные требования по использованию Заявлений о пищевой ценности и оздоровительных свойствах пищевых продуктов приведены в Постановлении ЕС № 1924/2006 [30].

В США в маркировке пищевых продуктов принято использовать 3 категории заявлений: 1) заявления о пользе для здоровья; 2) заявления о содержании определенных пищевых ингредиентов; 3) структурные/функциональные заявления [9].

Структурные/функциональные заявления, такие как "улучшает состояние костей", не требуют перед их вынесением на этикетку одобрения Управления по безопасности пищевых продуктов и лекарственных препаратов (Food and Drag Administration - FDA). Однако они должны сопровождаться следующей надписью: "Заявление не утверждено FDA. Продукт не предназначен для диагностики, лечения или предотвращения каких-либо заболеваний". Заявления 2-го типа - о содержании определенных пищевых ингредиентов - также не требуют предварительного одобрения FDA. Структурные/функциональные заявления, свидетельствующие о зависимости между потреблением пищевых продуктов, их ингредиентов и снижением риска развития заболевания или каких-либо патологических состояний организма человека, должны утверждаться в соответствии с процедурой, описанной в Законе о маркировке пищевых продуктов [29]. Например, FDA было одобрено следующее заявление о пользе для здоровья: "Пища, содержащая 0,7 г или более эфира станола растительного происхождения, может снизить риск развития сердечных заболеваний, так как снижает количество насыщенных жиров и холестерина в диете при условии ее потребления 2-3 раза в день. В одной упаковке спреда "Benecol" содержится 1,7 г эфиров станола растительного происхождения".

В 1993 г. FDA были даны разрешения на использование в тексте маркировки пищевых продуктов следующих заявлений о зависимости между потребляемыми пищевыми ингредиентами и состоянием здоровья: 1) потребление насыщенных жиров и холестерина и риск ишемической болезни сердца (ИБС); 2) потребление фруктов, овощей и зерновых продуктов, содержащих пищевые волокна, особенно растворимые волокна, и риск развития ИБС; 3) содержание в пищевых продуктах натрия и повышенное кровяное давление; 4) содержание в пищевых продуктах липидов (жиров) и риск развития рака; 5) потребление пищевых волокон, содержащихся в зерновых продуктах, фруктах и овощах, и риск развития рака; 6) потребление фруктов, овощей и риск развития рака; 7) потребление кальция и риск развития остеопороза; 8) потребление фолиевой кислоты и дефекты развития нервной трубки.

В 1997-2006 гг. FDA было утверждено 7 заявлений. Все они, за исключением первого, свидетельствуют о способности пищевых ингредиентов снижать риск развития ИБС: "1) содержание сахароспиртов в пище и зубной кариес; 2) потребление овсяных растворимых пищевых волокон и риск развития ИБС; 3) потребление семян и шелухи семян подорожника блошиного и риск развития ИБС; 4) потребление белка сои и ИБС; 5) потребление стеринов, эфиров станола и риск развития ИБС; 6) потребление овсяной шелухи и риск развития ИБС; 7) потребление растворимых волокон ячменя и риск развития ИБС" [9].

Заявления о влиянии потребляемых пищевых продуктов на здоровье, как и в Европейском комитете по безопасности пищевых продуктов, должны быть подтверждены убедительными данными научных исследований, опубликованными в рецензируемых научных журналах [9].

Сложившаяся в Канаде система, касающаяся правил маркировки функциональных пищевых продуктов и продуктов c заявленными оздоровительными свойствами, во многом похожа на систему в США. Так, в 1998 г. Министерством здравоохранения Канады было предложено использовать термин "функциональные пищевые продукты" для продуктов, используемых как часть обычной диеты, проявляющих физиологические эффекты и (или) снижающие риск развития хронических алиментарно-зависимых заболеваний.

В 2001 г. на официальном сайте Министерства здравоохранения Канады появилось сообщение о том, что для дальнейшего использования функциональных пищевых продуктов нет необходимости внесения новых регулирующих механизмов. В настоящее время в Канаде необходимо обосновывать только заявления, свидетельствующие о пользе пищевых продуктов для здоровья [24, 25, 28].

В 2009 г. было утверждено руководство по разрешению на использование заявлений в отношении пищевых продуктов с оздоровительными свойствами [25]. С 1998 г. в Канаде утверждено 17 таких заявлений, причем 10 из них были заимствованы у FDA США [25].

В соответствии с Положением о функциональных пищевых продуктах, разработанным Министерством здравоохранения Китайской Народной Республики (КНР), функциональные пищевые продукты - это продукты, предназначенные для оптимизации здоровья населения. Они используются определенными группами людей и регулируют процессы, протекающие в организме, но не используются в терапевтических целях. В 2005 г. в КНР было издано Руководство по регистрации функциональных пищевых продуктов, в котором дано следующее определение: "Пищевые продукты функционального (оздоровительного) действия - это пищевые продукты, предназначенные для специализированного питания или пищевые продукты, обогащенные витаминами или минералами. Данная пищевая продукция предназначена для питания определенных групп населения и обладает функциями, регулирующими работу организма человека, но не используется в качестве лекарственных средств. Эти продукты не должны оказывать вредное воздействие на организм подопытных животных в остром, подостром или хроническом эксперименте" [34].

В настоящее время в КНР одобрены заявления о функциональных свойствах пищевых продуктов, содержащих 16 видов пробиотических микроорганизмов, 33 вида трав, 12 видов возможных заявлений о функциональных свойствах пищевых продуктов и 14 видов заявлений о положительном влиянии пищевых продуктов на здоровье. При этом функциональные продукты могут производиться в различных формах, включая капсулы, таблетки, порошки, гранулы, жидкости, и в виде пищевых продуктов [34].

Проведенный анализ законодательства разных стран в отношении возможности вынесения в маркировку заявлений о функциональных и оздоровительных свойствах пищевых продуктов свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые различия, все требования к соответствующим документам направлены на повышение качества, эффективности действия функциональных пищевых продуктов и защиту прав потребителя.

При этом заявления об энергетической и пищевой ценности пищевых продуктов, как правило, используются в соответствии с установленными правилами без проведения дополнительных исследований. Заявления в отношении пищевых продуктов с оздоровительными свойствами и (или) заявления, сделанные в отношении функциональных свойств детских пищевых продуктов, должны утверждаться в соответствии с установленной процедурой и основываться на достоверных данных научных исследований.

В этой связи очевидна настоятельная необходимость разработки, широкого обсуждения и утверждения в Российской Федерации и Едином таможенном союзе ЕврАзЭС нормативных документов, регламентирующих использование заявлений о содержании в функциональных пищевых продуктах определенных пищевых ингредиентов, а также порядок утверждения заявлений в отношении функциональных пищевых продуктов с оздоровительными свойствами и (или) заявления в отношении пищевых продуктов, способствующих снижению риска развития заболеваний у детей, и (или) пищевых продуктов, способствующих нормализации роста и развития детей.

Литература

1. Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, СанПиН 2.3.2.1078-01. - М.: ФГУП "ИнтерСЭН", 2002. - 168 с.

2. ГОСТ Р 52349-2005 "Продукты пищевые функциональные. Термины и определения". - М.: Стандартинформ, 2006. - 3 с.

3. Изменения № 1 ГОСТ Р 52349-2005 "Продукты пищевые функциональные. Термины и определения". (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 239-ст от 10.09.2010). - М.: Стандартинформ, 2011. - 4 с.

4. Мазо В.К., Коденцова В.М., Вржесинская О.А. и др. // Вопр. питания. - 2012. - Т. 81, № 1. - С. 63-68.

5. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. Утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р.

6. Требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) Таможенного союза ЕврАзЭС" Глава II. Раздел 1. (http://www.tsouz.ru/Pages/Default.aspx).

7. Apply the Nutrition and Health Claims Regulation. An introduction to the European Nutrition and Health Claims Regulation / EAS Strategic advice on nutritional products. - 1st ed. - Brussels, 2010. - 126 p.

8. Asp N.-G., Bryngelsson S. // J. Nutr. - 2008. - Vol. 138. - P. 12 10 -12 15 .

9. Clare M . // J. Nutr. - 2008. - Vol. 138. - P. 1216-1220.

10. Comission Regulation (EC) No 1024/2009 of 29 October 2009 on the authorisation and refusal of authorisation of certain health claims made on food and referring to the reduction of disease risk and to children’s development and health // Official Journal of the European Union. - 2009. - Vol. L.283. - P. 22-29.

11. Comission Regulation (EC) No 1167/2009 of 30 November 2009 refusing to authorise certain health claims made on foods and referring to the reduction of disease risk and to children’s development and health // Official Journal of the European Union. - 2009. - Vol. L.314. - P. 29-31.

12. Comission Regulation (EC) No 353/2008 of 18 April 2008 establishing implementing rules for applications for authorisation of health claims as provided for in Article 15 of Regulation (EC) No 1924/2006 of the European Parliament and of the Council // Official Journal of the European Union. - 2008. - Vol. L.109. - P. 11-16.

13. Comission Regulation (EC) No 983/2009 of 21 October 2009 on the authorisation and refusal of authorisation of certain health claims made on food and referring to the reduction of disease risk and to children’s development and health // Official Journal of the European Union. - 2009. - Vol. L.277. - P. 3-12.

14. Comission Regulation (EU) No 1160/2011 of 14 November 2011 on the authorisation and refusal of authorisation of certain health claims made on foods and referring to the reduction of disease risk // Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. L.296. - P. 26-28.

15. Comission Regulation (EU) No 1162/2010 of 9 December 2010 refusing to authorise certain health claims made on foods and referring to the reduction of disease risk and to children’s development and health // Official Journal of the European Union. - 2010. - Vol. L.326. - P. 61-63.

16. Comission Regulation (EU) No 1170/2011 of 16 November 2011 refusing to authorise certain health claims made on foods and referring to the reduction of disease risk // Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. L.399. - P. 1 - 3 .

17. Comission Regulation (EU) No 1171/2011 of 16 November 2011 refusing to authorise certain health claims made on foods, other than those referring to the reduction of disease risk and to children’s development and health // Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. L.299. - P. 4 - 6 .

18. Comission Regulation (EU) No 382/2010 of 5 May 2010 refusing to authorise certain health claims made on foods, other than those referring to the reduction of disease risk and to children’s development and health // Official Journal of the European Union. - 2010. - Vol. L.113. - P. 1-3.

19. Comission Regulation (EU) No 384/2010 of 5 May 2010 on the authorisation and refusal of authorisation of certain health claims made on foods and referring to the reduction of disease risk and to children’s development and health // Official Journal of the European Union. - 2010. - Vol. L.113. - P. 6-10.

20. Comission Regulation (EU) No432/2011 of 4 May 2011 refusing to authorise certain health claims made on foods, other than those referring to the reduction of disease risk and to children’s development and health // Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. L.115. - P. 1-4.

21. Comission Regulation (EU) No 440/2011 of 6 May 2011 on the authorisation and refusal of authorisation of certain health claims made on foods and referring to children’s development and health // Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. L.119. - P. 4-9.

22. Comission Regulation (EU) No 666/2011 of 11 July 2011 refusing to authorise certain health claims made on foods, other than those referring to the reduction of disease risk and to children’s development and health // Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. L.182. - P. 8-9.

23. Comission Regulation (EU) No 957/2010 of 22 October 2010 on the authorisation and refusal of authorisation of certain health claims made on foods and referring to the reduction of disease risk and to children’s development and health // Official Journal of the European Union. - 2010. - Vol. L.279. - P. 13 -17.

24. Fitzpatrick K.C. // Am. J. Clin. Nutr. - 2004. - Vol. 79, N. 6. - P. 12 17-12 2 0 .

25. Guidance Document for Preparing a Submission for Food Health Claim / Bureau of Nutritional Sciences Food Directorate, Health Products and Food Branch Health Canada. - March 2009. - 124 p.

26. Guidelines for use of nutrition and health claims // CAC/GL 23-1997. - Rome. - 8 p.

27. Guidelines on nutrition labeling // CAC/GL 2-1985, Revisions 1993 and 2011. Amendment 2003, 2006, 2009 and 2010. Annex adopted. - Rome, 2011. - 6 p.

28. L’Abbе M.R., Dumais L., Chao E. et al. // J. Nutr. - 2008. - Vol. 138. - P. 1221-1227.

29. Nutrition Labeling and Education Act of 1990 // Pub. L. - 1990. - N 101. - Washington (DC): November 8. - 535 p.

30. Regulation (EC) N1924/2006 of the European Parliament and of the Council of 20 December 2006 on nutrition and health claims made on foods // Official Journal of the European Union. - 2006. - Vol. L.404. - P. 9-25.

31. Regulation (EU) No 109/2008 of the European Parliament and of the Council of 15 January 2008 amending Regulation (EC) No 1924/2006 on nutrition and health claims made on foods // Official Journal of the European Union. - 2010. - Vol. L.39. - P. 14-15.

32. Regulation (EU) No 1169/2011 of the European Parliament and of the Council of 25 October 2011 on the provision of food information to consumers, amending Regulations (EC) No 1924/2006 and (EC) No 1925/2006 of the European Parliament and of the Council, and repealing Commission Directive 87/250/EEC, Council Directive 90/496/EEC, Commission Directive 1999/10/EC, Directive 2000/13/EC of the European Parliament and of the Council, Commission Directives 2002/67/EC and 2008/5/EC and Commission Regulation (EC) No 608/2004 //Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. L.304. - P. 18-63.

33. Yamada K., Sato-Mito N., Nagata J. et al. // J. Nutr. - 2008. - Vol. 138. - P. S.1192-1198.

34. Yang Y. // J. Nutr. - 2008. - Vol. 138, N 6. - P. 1199-1205.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

SCImago Journal & Country Rank
Scopus CiteScore
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тутельян Виктор Александрович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»