The justification of levels of vitamins and minerals added to foods of mass consumption

AbstractThis review outlines the scientific rationale and commentary for the introduction of sanitary rules and norms governing the enrichment of foods of mass consumption with vitamins and minerals, which were harmonized with EU documents and Codex Alimentarius.

Keywords:fortified foods of mass consumption, vitamins, minerals, the level of enrichment

Одной из основных задач государственной политики в области здорового питания, как известно, является развитие и использование в питании населения пищевых продуктов с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 № 917 на период до 2005 г. была одобрена Концепция государственной политики в области здорового питания. В качестве одной из неотложных мер по реализации этой Концепции явилось улучшение структуры питания населения страны за счет увеличения доли указанных выше продуктов массового потребления (т.е. для использования повсеместно в повседневном питании взрослого населения и детей старше 3 лет).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 № 1873-р утверждены "Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.". Одной из основных задач в этой области является развитие производства обогащенных биологически активными веществами пищевых продуктов массового потребления, продуктов детского питания, функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических), а также биологически активных добавок к пище с целью сохранения и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием.

Действующий с 1988 г. в нашей стране СанПиН 42-123-4717-88 "Рекомендуемые (регламентируемые) уровни содержания витаминов в витаминизированных пищевых продуктах" [15] основан на "Нормах физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР", утвержденных МЗ СССР [12]. В 2008 г. вступили в действие научно обоснованные уточненные Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации [10, 20].

За прошедшие годы вследствие использования новых технологий при производстве пищевых продуктов значительно расширился ассортимент обогащенных витаминами и минеральными веществами пищевых продуктов. Так, к концу 2010 г. в нашей стране подвергалось обогащению витаминами и минеральными веществами около 2% хлебобулочных изделий (Письмо Главного государственного санитарного врача Р Ф Г. Г. О н и щ е н к о 0 1/ 18 6 7- 0 - 3 2 о т 11. 0 2 . 2 0 10 "Об обогащении микронутриентами пищевых продуктов, в том числе массовых сортов хлеба"), молочных продуктов и безалкогольных напитков (Письмо Главного санитарного врача РФ Г. Г. О н и щ е н к о 01/ 12 9 2 5 - 8 - 3 2 о т 12 .11. 2 0 0 8 "О состоянии заболеваемости, обусловленной дефицитом микронутриентов") от общего количества производимых указанных продуктов.

Анализ фактически присутствующих на потребительском рынке обогащенных микронутриентами пищевых продуктов [1, 3, 4, 18] показал, что в настоящее время практически для любого пищевого продукта существует его обогащенный аналог. Таким образом, в настоящее время назрела необходимость пересмотра существующих с 1988 г. в значительной мере морально устаревших норм по обогащению пищевых продуктов массового потребления.

В рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 761 "Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами" с целью гармонизации и унификации требований к обогащенным пищевым продуктам массового потребления, а также исключения двойных стандартов в отношении стран - членов ЕС и России были разработаны СанПиН 2.3.2.2804-10 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" и "Дополнения и изменения № 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Г. Г. О н и щ е н к о 2 7.12 . 2 0 10 , зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.02.2011, регистрационный номер 19 879). Текст проекта указанных СанПиН был размещен для ознакомления и широкого обсуждения на официальном сайте Роспотребнадзора 28 января 2010 г. (http://www.rospotrebnadzor. ru/files/documents/projects/17859.doc) и находился на нем до 20 декабря 2010 г. Одновременно научные принципы и обоснование требований к обогащению пищевых продуктов массового потребления были обсуждены в открытой печати (в научных журналах "Вопросы питания" [6], "Пищевая промышленность" [19], "Молочная промышленность" [22], "Хлебное дело" [21], а также на ХI и ХII Всероссийских конгрессах диетологов и нутрициологов "Питание и здоровье", проведенных в 2009 и 2010 гг.). Введение данного документа в действие вызвало ряд вопросов, требующих дополнительного разъяснения и комментариев. В связи с этим на сайте Роспотребнадзора было размещено письмо Главного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко № 01/4285-1-32 от 14.04.2011 "О применении дополнений и изменений № 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01".

Нужно сказать, что СанПиН 2.3.2.2804-10 (п. 8.1.1.) не содержит требований об обязательном обогащении всех пищевых продуктов массового потребления, а подразумевает целесообразность их обогащения. Не вызывает сомнения, что с позиций рационального питания целесообразно обогащать для повышения пищевой ценности в первую очередь те пищевые продукты, которые соответствуют принципам здорового питания. К ним прежде всего относятся молочная и хлебобулочная продукции, обогащенные виды которой включены в "Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания" (Приказ Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 № 593н).

Чтобы не было разночтений, следует сказать, что термин "пищевые продукты массового потребления" традиционной технологии, предназначенные для регулярного использования в питании основной массы населения, как и продукты "массового потребления с измененным химическим составом (продукты с заданными свойствами)" используются в "Медикобиологических требованиях и санитарных нормах качества продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденных заместителем министра здравоохранения СССР А.И. Кондрусевым 01.08.1989 № 5061. В СанПиН 2.3.2.1078-01 термин "пищевые продукты массового потребления" используется в контексте (п.1.9.6.1), чтобы отграничить их от продуктов детского и диетического питания. Согласно п. 1 ст. 38 Постановления Правительства РФ от 09.03.2010 № 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза", ст. 2.12.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 № 59 (ред. от 23.12.2010) "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1293-03 "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования по применению пищевых добавок. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.04.2003, зарегистрированы в Минюсте РФ 02.06.2003 № 4613), к продуктам массового потребления относятся молоко, сливочное масло, мука, хлеб.

СанПиН 2.3.2.2804-10 регулирует обогащение пищевых продуктов массового потребления, используемых в питании взрослого населения и детей старше 3 лет, и не распространяется на продукты для питания детей раннего возраста. Требования к продуктам питания для детей раннего возраста содержатся в СанПиН 2.3.2.1078-01 и не являются предметом правового регулирования комментируемых санитарных правил. Безалкогольные тонизирующие напитки не относятся к продуктам массового потребления, поскольку они не предназначены для массового регулярного повсеместного использования в повседневном питании взрослого и детского населения. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р52844-2007 "Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия" определяет их как безалкогольные напитки специального назначения - тонизирующие, в том числе энергетические (безалкогольные тонизирующие напитки). Таким образом, содержание витаминов и минеральных веществ в безалкогольных тонизирующих напитках также не является предметом правового регулирования комментируемого СанПиН 2.3.2.2804-10. Содержание витаминов и минеральных веществ в безалкогольных тонизирующих напитках устанавливается требованиями ГОСТ Р52844-2007, причем в одной упаковочной единице оно не должно превышать значений верхних допустимых уровней суточного потребления, установленных методическими рекомендациями (МР) 2.3.1.1915-04 [11]. Витамины и минеральные вещества вводятся в слабоалкогольные тонизирующие напитки не для обогащения, а с иной целью.

СанПиН 2.3.2.2804-10 не вводит новые термины. Термин "специализированные продукты" используется в СанПиН 2.3.2.1078-01 (п. 3.34), термин "функциональные пищевые продукты" введен ГОСТ Р 52349-2005. Витаминизированные пищевые продукты - частный случай пищевых продуктов, обогащенных комплексом витаминов без добавления минеральных веществ. СанПиН 2.3.2.2804-10 был разработан на основе результатов массовых обследований фактического питания [8, 9, 13, 14, 17], обеспеченности населения витаминами и минеральными веществами [5], изучения содержания витаминов и минеральных веществ в пищевых продуктах и готовых блюдах, а также накопленного отечественного и зарубежного опыта обогащения пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. Основные принципы обогащения пищевой продукции указанными нутриентами гармонизированы со стандартами ЕС [24, 26, 29]. Они касаются перечня пищевых продуктов, подлежащих и не подлежащих обогащению, а также возможности обогащения пищевых продуктов не только теми микронутриентами, недостаточное потребление и (или) признаки дефицита которых реально обнаруживаются у населения, а полным набором витаминов в пищевых продуктах, согласно перечню обогащенных микронутриентов.

Данные о распространенности дефицита микронутриентов довольно широко приводятся в литературе (в том числе в таких ведущих научных журналах, как "Вопросы питания", "Вопросы детской диетологии", "Отраслевое питание" и др. [5, 7, 13, 16]). Они также отражены в многочисленных докладах и материалах научно-практических общероссийских и региональных конференций, симпозиумов, конгрессов, в общедоступных государственных документах, размещенных на официальном сайте Роспотребнадзора. Так, в письме Главного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко № 01/12925-8-32 от 12.11.2008 "О состоянии заболеваемости, обусловленной дефицитом микронутриентов", указано на широкое распространение дефицита микронутриентов у большей части детского и взрослого населения, важнейшими из которых являются витамины (С, В1, В2, В6, фолиевая кислота, β-каротин), минеральные вещества (кальций, калий, микроэлементы йод, цинк, железо).

В соответствии с СанПиН 42-123-4717-88 "Рекомендуемые (регламентируемые) уровни содержания витаминов в витаминизированных пищевых продуктах" [15] витаминизированный продукт "как правило, обеспечивает поступление от 20 до 40% средней суточной потребности человека в соответствующих витаминах". Согласно европейским стандартам, продукт считается обогащенным, если в 100 г (100 мл) или в 1 упаковке (при условии, что она содержит 1 порцию пищевого продукта), находится не менее 15% от рекомендуемой нормы потребления витаминов и минеральных веществ [27, 29]. В соответствии с Codex Alimentarius Commission 1 стандартная порция пищевого продукта соответствует 100 ккал [23].

Установленные в СанПиН 2.3.2.2804-10 на основе научных принципов уровни обогащения пищевой продукции массового потребления гарантируют, что обогащенный продукт эффективен для восполнения существующего дефицита микронутриентов при условии его регулярного, постоянного и одновременно безопасного для здоровья человека включения в рационы всех групп населения [1, 3, 25]. Добавление незначительных количеств витаминов (менее 15% от нормы физиологической потребности) неэффективно и не приносит ожидаемой пользы потребителям [2]. Расчет теоретически возможного максимального уровня поступления витаминов за счет обогащенных продуктов при условной замене всех пищевых продуктов, входящих в состав рациона, на обогащенный аналог с максимальным уровнем обогащения, показал, что дополнительное поступление витаминов может составлять от 60 до 300% физиологической нормы потребности для взрослых. Эти величины не превышают верхний допустимый уровень потребления витаминов в составе продуктов диетического (лечебного и профилактического) питания и биологически активных добавок к пище [11, 27], он существенно ниже суммарного верхнего допустимого уровня их потребления с пищей [10].

Основанием для установления требований к уровню обогащения пищевых продуктов послужили Федеральный закон РФ от 27.10.2008 № 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", Федеральный закон РФ от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", а также Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 148 от 16.09.2003 "О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом железа в структуре питания населения", прежде всего об обогащении железом и витаминами группы В муки и хлебобулочных изделий. На основании последнего документа были разработаны и утверждены МР 2.3.2.2571 "Методические рекомендации по обогащению витаминно-минеральными комплексами массовых сортов хлебобулочных изделий, вырабатываемых по национальным стандартам".

Унификация требований к обогащению пищевых продуктов, предложенная в СанПиН 2.3.2.2804-10, состояла в установлении конкретной массы того или иного продукта, в которой должно содержаться от 15 до 50% от нормы физиологической потребности организма человека в витаминах и минеральных веществах [10]. Таким образом, пункт 8.3.1 СанПиН 2.3.2.2804-10 устанавливает не размер порции того или иного пищевого продукта, а уровень обогащения конкретного пищевого продукта. Это находится в соответствии с действующей законодательной базой РФ (ФЗ РФ № 178 от 27.10.2008 "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей"). Указанное требование не распространяется на продукты для питания детей раннего возраста, пищевые продукты диетического (лечебного и профилактического) питания, функциональные пищевые продукты и специализированные пищевые продукты, которые имеют заданный химический состав и предназначены для различных категорий населения, а также на тонизирующие (энергетические) напитки. Степень обогащения этой продукции может быть выше, чем продуктов массового потребления, а само обогащение осуществляется в соответствии со специальными требованиями.

В п. 8.3.1. СанПиН 2.3.2.2804-10 оговорено, что дополнительное внесение обогащающего компонента должно составлять не менее 10% от нормы физиологической потребности человека. Имеется в виду, что необходимо не просто довести содержание микронутриента до 15% от нормы физиологической потребности, а именно дополнительно обогатить пищевой продукт. Это ограничение введено для предупреждения введения потребителя в заблуждение о том, что продукт с незначительным внесением обогатителя существенно полезнее по сравнению с его необогащенным аналогом.

В Приложениях 19 и 20 СанПиН 2.3.2.2804-10 пищевая продукция разделена на группы в зависимости от того, какими микронутриентами ее рекомендуется обогащать, а также по степени обогащения ее микронутриентами. Например, в соответствии с этими приложениями, морсы относятся к безалкогольным или сокосодержащим напиткам и также могут подвергаться обогащению.

Разработанный на основе отечественного и зарубежного опыта перечень рекомендуемых микронутриентов, которые могут быть использованы для обогащения, приведен в Приложении 19 к СанПиН 2.3.2.1078-01, формы обогащающих микронутриентов приведены в Приложении 18 СанПиН 2.3.2.1078-01 (СанПиН 2.3.2.2509-09 - Дополнение № 14 к СанПиН 2.3.2.1078-01). В п. 8.2.2. указаны конкретные микронутриенты, обогащение которыми продуктов массового потребления не допускается. Использование витаминных, минеральных или витаминно-минеральных смесей (премиксов) повышает точность внесения и обеспечивает более равномерное распределение витаминов и (или) минеральных веществ в обогащаемом продукте. Это упрощает и удешевляет для изготовителя процедуру контроля качества готового обогащенного продукта, так как дает возможность по содержанию нескольких микронутриентов контролировать количество внесенного премикса и, соответственно, содержание в готовой продукции всех витаминов и (или) минеральных веществ, вносимых в его состав. Данное положение не запрещает и не исключает внесение витаминов и (или) минеральных веществ индивидуально или другими способами, однако в этом случае необходим контроль содержания всех обогащающих добавок.

В некоторых странах имеются ограничения по обогащению высококалорийных продуктов, в соответствии с которыми обогащению могут подвергаться мучные кондитерские изделия с общим содержанием жира не более 20% и сахара не более 5% [28, 30]. С учетом этого в СанПиН 2.3.2.2804-10 в отдельную группу были выделены высококалорийные пищевые продукты, энергетическая ценность 100 г которых превышает 350 ккал. При этом не было введено никаких запретов для обогащения по пищевой ценности продукции и ее ассортименту (в эту группу вошли масложировая продукция, кондитерские изделия, сыры, пищевые концентраты). Однако было введено условие, согласно которому обогащение продукции из этой группы должно проводиться в расчете на 100 ккал. При этом не все сухие пищевые продукты относятся к высококалорийным пищевым продуктам. Так, мука и макаронные изделия, имеющие энергетическую ценность 330-340 ккал, не относятся к категории высококалорийных.

В п. 8.4.1. СанПиН 2.3.2.2804-10 указано, что разработчик обогащенных пищевых продуктов и (или) их изготовитель обязаны гарантировать содержание витаминов и (или) минеральных веществ на конец срока годности обогащенного пищевого продукта, а также требования к упаковке и маркировке обогащенного пищевого продукта. Требование того, что обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами не должно ухудшать потребительские свойства этих продуктов (уменьшать содержание и усвояемость других содержащихся в них пищевых веществ, существенно изменять органолептические свойства продуктов, сокращать сроки их годности) целиком относится к компетенции изготовителя-разработчика обогащенной продукции.

В соответствии с п. 8.1.1. СанПиН 2.3.2.2804-10, клинические исследования по оценке влияния пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, на обеспеченность ими организма человека, а также на состояние его здоровья следует проводить только при разработке обогащенных витаминами и/или минеральными веществами специализированных пищевых продуктов и новых пищевых продуктов, вырабатываемых с использованием новых технологий. Допустимая перезакладка витаминов, т.е. увеличение их содержания в обогащенном продукте, что необходимо для восполнения естественных потерь витаминов в процессе хранения обогащенных пищевых продуктов в течение срока годности, а также предел допустимых отклонений показателей пищевой ценности пищевого продукта (нанесенных на этикетку при маркировке) от действительных значений показателей пищевой ценности (фактического содержания) были введены Федеральным законом РФ от 12.06. 2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право знать, какую продукцию он потребляет. Отсутствие маркировки на обогащенной продукции может приводить к преднамеренной или непреднамеренной подмене ее на необогащенный аналогичный продукт. На этикетке должно быть указание о содержании обогащающих ингредиентов в абсолютных и относительных величинах (в %) по сравнению с нормами физиологической потребности. При маркировке пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами, на потребительской упаковке в наименовании такой продукции или непосредственной близости от него должно быть указано слово "обогащенный" с конкретным указанием, чем именно обогащен пищевой продукт. Это требование обеспечивает потребителя информацией о том, что пищевой продукт действительно обогащен, а также позволяет отличить обогащенный продукт от традиционного. Однако если в 100 г (мл) пищевого продукта, обогащенного витаминами и (или) минеральными веществами, эти микронутриенты содержатся в количестве, превышающем 5% от рекомендуемого суточного потребления, но не достигающем 15%, такой продукт не относится к категории обогащенных (приложение 14 к СанПиН 2.3.2.1078-01). Фактически об этом же свидетельствует и письмо Главного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко № 01/4285-1-32 от 14.04.2011 "О применении дополнений и изменений № 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01", размещенное на сайте Роспотребнадзора. Согласно этому письму, пищевые продукты, изготовленные с добавлением витаминов, но не отвечающие критериям отнесения такой продукции к обогащенной, а также обогащенные пищевые продукты, произведенные до введения СанПиН 2.3.2.2804-10 в действие (т.е. до 08.04.2011) "при отсутствии иных препятствий, предусмотренных п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", могут находиться в обороте как произведенные (ввезенные на территорию Российской Федерации) в соответствии с действующими на момент производства (ввоза) санитарными правилами и нормами". При маркировке (этикетировании) не допускается указание "обогащенный" ("витаминизированный", "с витаминами") к вновь выпускаемой продукции, производимой с добавлением витаминов и (или) минеральных веществ, но не отвечающей критериям отнесения такой продукции к обогащенной: с момента введения в действие СанПиН 2.3.2.2804-10 Однако на этикетке такого пищевого продукта должны быть приведены сведения о содержании в нем витаминов и минеральных веществ (при условии, что их содержания превышает 5% от рекомендуемой нормы).

Таким образом, СанПиН 2.3.2.2804-10 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами" Дополнения и изменения № 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01" гармонизирован с документами ЕС и Кодексом Алиментариус в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 761 "Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарносанитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами".

Литература

1. Вржесинская О.А., Коденцова В.М. // Вопр. питания. - 2007. - Т. 76, № 4. - С. 41-48.

2. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. // Вопр. питания. - 2006. - Т. 75, № 1. - С. 30-39.

3. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. // Вопр. дет. диетологии. - 2007. - Т. 5, № 2. - С. 22-29.

4. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. // Вопр. питания. - 2008. - Т. 77, № 4. - С. 16-25.

5. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Спиричев В.Б. // Вопр. питания. - 2010. - Т. 79, № 3. - С. 68-72.

6. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Спиричев В.Б. и др. // Вопр. питания. - 2010. - Т. 79, № 1. - С. 23-33.

7. Коденцова В.М., Каганов Б.С., Светикова А.А. // Вопр. дет. диетологии. - 2008. - Т. 6, № 2. - C. 18-26.

8. Лапардин М.П., Кику П.Ф., Бондаренко Л.П. и др. // Вопр. питания. - 2006. - № 2. - С. 9-13.

9. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Мартинчик Э.А. и др. // Вопр. питания. - 2005. - № 2. - C. 7-12.

10. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. М., 2008. - 50 c.

11. Методические рекомендации МР 2.3.1.1915-04. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ. - М., 2004. - 36 с.

12. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. МЗ СССР. - М., 1991. - С. 125-126.

13. Нотова С., Бурцева Т., Баранова О. // Отраслевое питание. - 2006. - № 1. - С. 54-61.

14. Оглоблин Н.А., Спиричев В.Б., Батурин А.К. // Вопр. питания. - 2005. - Т. 74, № 5. - С. 14-17.

15. Рекомендуемые (регламентируемые) уровни содержания витаминов в витаминизированных пищевых продуктах" СанПиН 42-123-4717-88.

16. Сафронова А.М., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э. и др. // Уровень жизни населения регионов России. - 2004. - № 11. - С. 38-60.

17. Спиричев В.Б., Блажеевич Н.В., Коденцова В.М. и др. // Вопр. питания. - 1995. - № 6. - С. 3-8.

18. Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. // Пищ. пром-сть. - 2002. - № 8. - С. 54-58.

19. Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. // Пищ. пром-сть. - 2010. - № 4. - С. 20-24.

20. Тутельян В.А. // Вопр. питания. - 2009. - Т. 78, № 1. - С. 4-15.

21. Шатнюк Л.Н., Спиричев В.Б., Хотимченко С.А. // Хлебное дело. - 2004. - № 2 (22). - С. 30-33.

22. Шатнюк Л.Н., Спиричев В.Б., Коденцова В.М. и др. // Мол. пром-сть. - 2010. - № 10. - С. 34-39.

23. Codex Alimentarius Commission. General Principles for the Addition of Essential Nutrients to Foods CAC/GL 091987 (amended 1989, 1991). Rome, Joint FAO/ WHO Food Standards Programme, Codex Alimentarius Commision, 1987 (http: // www. Codexalimentarius.net/download/standards/299/CXG_009e.pdf).

24. Council Directive of 24 September 1990 on Nutrition Labelling for Foodstuffs (90/496/EEC) // Official Journal L.276, 06/10/1990 P.0040-0044. (http: // eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31990L0496:EN: HTML).

25. Discussion Paper on the setting of maximum and minimum amounts for vitamins and minerals in foodstuffs June 2006 Directorate E - Safety of the food chain (http: // ec.europa.eu/food/food/labellingnutrition/supplements/discus_paper_amount_vitamins.pdf).

26. COMMISSION DIRECTIVE 2008/100/EC of 28 October 2008 amending Council Directive 90/496/EEC on nutrition labelling for foodstuffs as regards recommended daily allowances, energy conversion factors and definitions // Official J. European Union. - 29.10.2008. - P. L285/9- L285/12 (http: // eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri= OJ:L:2008:285:0009:0012:EN:PDF).

27. Grossklaus R., Hembeck A., Niemann B. et al. Derivation of Maximum Levels of Vitamins and Minerals Added to Foods Based on Risk Assessment (http: // ec.europa.eu/food/food/ labellingnutrition/supplements/discus_paper_amount_vitamins.pdf)

28. Preliminary Draft Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council on the addition of vitamins and minerals and of certain other substances to foods SANCO/329/03 Commission of the European Communities, Brussels, 17.01.2003. (http: // www.food.gov.uk/multimedia/pdfs/addednutrientspredraftprop.pdf).

29. Regulation (EC) no 1925/2006 of the European parliament and of the council of 20 December 2006 on the addition of vitamins and minerals and of certain other substances to foods (http: // eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2006:404:0026:0038:EN: PDF). 30. Vitamins аnd Minerals Standard 1.3.2 Food Standards Australia New Zealand (http: // www.foodstandards.gov.au/_srcfiles/Standard_1_3_2_Vits_&_Mins_v111.pdf).